ДРАПА НГОНШЕ И ЧЕТЫРЕ МЕДИЦИНСКИЕ ТАНТРЫ

Статья Анастасии Холечко

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ДРАПА НГОНШЕ

С 1012 по 1090гг н.э. в центральном Тибете жил Драпа Нгоше (grwa pa mngon shes, дословно «всезнающий монах» или «монах — знаток Абхидхармы). Он принял монашеский постриг в монастыре Самье, но позднее сложил с себя обеты и жил как мирянин. Согласно предсказаниям Гуру Ринпоче, он был одним из первых тертонов, открывателей спрятанных сокровищ, или терма (gterma). Он был первым учителем Мачиг Лабдрон, йогини, основавшей практику Чод. Драпа Нгоше провел жизнь, обучая Дхарме, занимаясь строительством ступ и монастырей, он построил храм Дратанг в провинции Тибета Дрананг.

Драпа Нгонше был усердным и  скромным практиком, много времени проводил в ретритах. Однажды он медитировал в горах недалеко от Самье, и ему явился Гуру Падмасабхава, который дал ему указание построить 108 монастырей. Драпа Нгонше подумал: «Я простой человек, как я могу построить столько монастырей? У меня совсем нет средств, чтобы выполнить такое задание». Тогда Гуру Ринпоче ответил: «Не беспокойся. У тебя есть два могущественных защитника, которые помогут тебе достичь в жизни всего, что нужно. Иди в монастырь Самье. Там, в храме защитника Бехара тебе откроются терма Шанлона и Красного Дзамбалы. Они помогут тебе». Драпа Нгонше поступил согласно полученным указаниям. В храме защитников монастыря Самье он открыл терма двух защитников и начал поклоняться обоим. Во время практики Красного Дзамбалы к нему явился красный человек и спросил, чего он хочет. Драпа Нгонше ответил, что ему нужно построить много храмов, а на это нужны средства. Красный Дзамбала дал ему огромное количество золота, чтобы он мог начать свое благородное дело.

В другой раз, когда Драпа Нгонше было 28 лет, и он читал практику Шанлона с искренней мотивацией помощи всем живым существам, перед его глазами возник Шанлон и спросил, чего он хочет. Драпа ответил: «Мне нужно знание, которое поможет людям предотвращать и лечить заболевания, помогать на физическом и на духовном уровне, чтобы они могли выйти за пределы страданий». Шанлон ответил: «Ну, это редкое учение, которое исходит из самого сердца Будды Медицины. Оно пришло из Уддияны и Индии в Тибет к царю Трисонг Децену и Ютоку Йонтену Гонпо. Оно спрятано в колонне монастыря Самье. Найди это учение, и оно принесет благо всем живым существам. Это знание сможет помочь тебе в этой и последующих жизнях и освободит тебя от сансары».

Драпа Нгоншe снова направился в монастырь Самье и извлек текст из колонны, спрятанной за стеной на втором этаже центральной гомпы. Это была первая оригинальная версия Джуд Ши (rGyud bzhi), Четырех медицинских тантр. Первое время он обучал этим знаниям в гомпе храма Дратанг, поэтому текст прозвали «Джуд Ши из Дратанга» (“Dratang Gyushi”). Драпа передал драгоценное учение своему ученику Упе Даргье (Upa Dargye), который, в  свою очередь, передал его (Тсоче Конкьябу) (Tsoche Konkyab). Последний наконец передал его Ютоку Йонтену Гонпо — младшему. Юток отредактировал и дополнил финальную версию Джуд Ши, которая является самым важным текстом и основой изучения Тибетской медицины вплоть до наших дней.

ГОМПА ХРАМА ДРАТАНГ

Когда наша группа вместе с Сориг тур (Sorig Tour) посетила гомпу храма Дратанг в августе 2017 года, была 1005-я годовщина со дня рождения Драпа Нгонше. Храм, основанный в 1081 г, является единственным местом, напрямую связанным с Тибетской медициной и ее защитниками. Мачиг Лабдрон провела там четыре года, проходя обучение у своего учителя Праджняпарамиты Драпа Нгонше, перед встречей с Падампой Сангье (Padampa Sangye)

Настоятель монастыря Сонам очень подробно показал нам гомпу. Она состоит из трех частей: основной зал для медитаций, храм Шанлона в правом крыле и храм Будды медицины в левом. Туда же входит и новое вместительное здание библиотеки, где собрана коллекция духовных и медицинских буддистских текстов, включая отпечатанный на деревянных табличках оригинал Джуд Ши из Дратанга, с которой они каждый год снимают копию. Эти таблички считаются экземпляром наилучшего качества печати. Всего 100 копий этого драгоценного текста на традиционной бумаге ежегодно вручную перепечатываются с этого оригинала.

Там же находится небольшой ретритный центр из трех комнат, изолированных для уединенных ретритов. Сначала мы посетили основной зал для молитв, где выставлена большая золотая статуя Дордже Чанга. Наш гид объяснил нам, что это очень древняя статуя под названием Ацам (Atsam) или Говорящая статуя. Во времена монгольского вторжения в Тибет армия захватчиков атаковала монастырь. Когда монголы начали разрушать статую, она произнесла «Ах, ца-ца-ца», что по-тибетски означает «больно, больно, больно». Это испугало монгольских воинов и они бежали прочь, и таким образом статуя спасла монастырь. Благодаря Доктору Ниде, нам разрешили войти во внутренний зал, где сохранилась самая древняя и уникальная настенная живопись Тибета 10-го века н. э. Обычно туда не пускают, чтобы защитить древнее произведение искусства. Мы увидели потрясающие фрески, написанные неизвестными художниками более 1000 лет назад, на которых представлены Будды десяти направлений, Восемнадцать архатов и другие изображения. На этих картинах представлена комбинация трех различных стилей восточной живописи — тибетского, китайского и непальского — которая более нигде не встречается. В глубине зала раньше была огромная статуя Будды, которая, к сожалению, была уничтожена во времена культурной революции вместе со статуями Будд десяти направлений. Она была заменена на другую статую меньшего размера.

ХРАМ ШАНЛОНА

Затем мы посетили храм Шанлона. Шанлон — защитник Тибетской медицины и культуры. Его мощная защитная энергия доступна для всех, кто открыт для этого. Хотя он проявляется в гневном облике, его сущность в сострадании. Центральная фигура храма — Шанлон — находится в окружении четырех королей — защитников четырех сторон света, а над ними висит большая белая голова яка Согласно легенде, Драпа Нгонше увидел белого яка во время выполнения практики Шанлона. Як обещал ему поддержку во всех его начинаниях. Драпа Нгонше понял, что як — это внешнее проявление Шанлона. Чтобы отметить этот момент, он наполнил большую голову яка драгоценными субстанциями и секретными мантрами. Позднее эта голова яка была помещена в гомпу Дратанг, где она находится до сих пор.

Другая история повествует о внутреннем проявлении Шанлона. Шестьсот лет назад oдин великий пандита построил большую статую Будды, одну из самых больших в Тибете. Когда он думал, как сохранить эту статую, к нему явился белый человек и предложил защищать ее от разрушений. Когда Великий Пандита был в Дратанге, он увидел, как тот белый человек растворился в стене. На этом месте, там, где исчез этот человек, появилось изображение тысячерукого Авалокитешвары. Стало понятно, что Авалокитешвара — Будда сострадания — это внутреннее проявление Шанлона. Тысяча рук символизирует тысячу активностей. Это изображение скрывалось веками и было представлено публике только в 2012 году в тысячную годовщину Драпа Нгонше. Мы видели красивые торма Шанлону, которые делают на каждый новый год со специальными ритуалами. Из старых торма монахи делают порошок и раздают его людям для исцеления и  защиты. Мы делали подношение Шанлону чангом (Тибетский алкоголь) и читали мантры под аккомпанемент барабана во время ритуала подношения Шанлону.

ХРАМ БУДДЫ МЕДИЦИНЫ И ЛИНИЯ ПЕРЕДАЧИ ДЖУД ШИ

Последней частью гомпы, которую мы посетили, стал храм Будды Медицины. Там находятся прекрасные статуи Будды Медицины, Драпа Нгонше и Ютока. Настенная живопись, заказанная настоятелем монастыря, представляет линию Джуд Ши. По легенде, Джуд Ши изначально была передана Буддой Медицины в Уддияне, а потом появилась в Индии. Она была привезена в Тибет великим переводчиком Вайрочаной в 7–8 веке. По другой версии, она была написана Ютоком Йонтеном Гонпо-старшим. Согласно обеим версиям, текст был сокрыт Гуру Ринпоче и царем Трисонгом Деценом в монастыре Самье, чтобы появиться вновь через 150 лет, когда люди будут готовы к этому. Благодаря своей искренней мотивации помогать всем живым существам, Драпа Нгонше смог открыть Джуд Ши и вернуть ее людям в 1038 г. н. э. и передать текст Ютоку –младшему через своих учеников. Юток предсказал, что после передачи книги только одному его ближайшему ученику Сумтону Еше Зунгу, она широко распространится и принесет благо многим людям.

МОНАСТЫРЬ САМЬЕ И ЗАМЕНА ТЕРМА

На следующий день мы посетили монатырь Самье — один из старейших монастырей Тибета, основанный непосредственно Гуру Ринпоче. Мы прошли в историческую часть к колонне, в которой Драпа Нгонше обнаружил Джуд Ши. Нужно было пробраться по узкой темной лестнице, чтобы попасть в маленькую комнатку, где стояли статуи Вайрочаны и царя Трисонг Децена. В честь этого события, Доктор Нида и настоятель Гомпы Дратанг принесли сделанную в Дратанге копию Джуд Ши, чтобы заложить его обратно в колонну. Комнату специально открыли, чтобы Доктор Нида мог возвратить терма. Статуя Вайрочаны, которая была ранее пуста, теперь содержит экземпляр традиционным образом напечатанной Джуд Ши!

Посещение храма Дратанг и монастыря Самье принесло великое благо. Мы выражаем огромную благодарность Доктору Ниде за возможность прикоснуться к корням Сова Ригпа, обрести связь с местом появления Джуд Ши, и надеемся вернуться сюда еще раз! 

Подписка на рассылку

Неверный ввод
Пожалуйста, введите ваше имя!
Пожалуйста, введите корректный адрес.
Неверный ввод

Счетчик посещений

442830
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Прошлая неделя
Этот месяц
Прошлый месяц
Все дни
154
478
2190
438864
8705
12290
442830

Your IP: 18.190.219.65
2024-04-19 16:06

Search