История возникновения юкчо, массажа палочками

Существует две версии истории возникновения массажа палочками. Одно из направлений включает сочетание медицинской и духовной практик, второе — опыт и практику исключительно в медицинской сфере.

Первое письменное упоминание об юкчо было обнаружено в терма, открытом тертоном Ратна Лингпа, имеющем название «Массаж палочками, тайный союз исполняющих желания драгоценностей», где данный метод представлен, как средство, позволяющее йогину справиться с физическими недомоганиями и используемое после начитывания мантры определённого божества. Та же мантра использовалась для благословения семян горчицы (на них дули после начитывания мантры), которыми наполнялись полотняные мешочки, традиционно прикрепляемые к концу палочки для более мягкого воздействия на точки. Этот метод массажа появился благодаря тантрическим йогинам, последователям духовной традиции мирян — нгагпа, основанной в VIII веке Падмасамбхавой. Падмасамбхава давал посвящения и благословения с помощью ритуальных предметов, таких как пхурба (кинжал с прямым трёхгранным клинком), бакар (ритуальный полотняный платок), кандунг (горн из бедренной кости) и дордже (ваджра). Массаж палочками был тесно связан с духовной практикой и Ратна Лингпой и поэтому выполнялся только йогинами.

Согласно второй теории, массаж палочками возник как самостоятельный метод и лишь со временем стал частью религиозной практики. В тексте «Наставления по массажу палочками, наделёнными ваджрными качествами», составленном доктором Гьялценом Палсангом, этот метод представлен как чисто медицинская практика, в которой используются визуализации нерелигиозного характера.

Наиболее вероятно, что массаж палочками берёт своё начало в попытках первобытных людей смягчить боль в верхней части спины, постукивая по ней кулаком или надавливая локтем. Во времена палеолита и неолита, когда люди начали использовать камни и деревянные инструменты для своих бытовых нужд, возник метод использованием палки с прикреплённым к её концу круглым камнем. Благодаря накопленному за столетия опыту, массаж палочками развился в известную нам сегодня лечебную процедуру.

Так или иначе, если бы у этого метода не было исторической основы, то не были бы написаны все те длинные и подробные тексты об юкчо, дошедшие до нас. Очевидно, что массаж палочками является исконно тибетским методом, не заимствованным из других культур.

Помимо некоторых характерных для этой процедуры особенностей религиозного характера, таких как начитывание мантр и визуализация божеств, основная часть практики юкчо по своей сути одинакова как в духовной, так и в медицинской традиции. В обоих текстах одинаково описывается техника массажа, главные точки, с которыми нужно работать, показания и противопоказания.

Практика массажа палочками долгое время не пользовалась популярностью в Тибете, поскольку в большинстве случаев процедуры нужно повторять многократно в течение короткого периода времени, чтобы достичь желаемого эффекта. Для тибетцев, которые жили и до сих пор живут в уединённых местах и на больших расстояниях друг от друга, это было главным препятствием. Даже в наши дни перемещаться по Тибету непросто, и большинство тибетцев должны потратить несколько дней на дорогу к доктору для получения лечения.

Такие процедуры, как прижигания и банки, было проще выполнять, и они давали более быстрый лечебный эффект, поэтому совершенно естественно, что тибетские врачи предпочитали использовать эти процедуры вместо массажа палочками. Что касается большинства современных врачей, то они не испытывают глубокого интереса к древним методам внешних про‐ цедур и лечат пациентов одними лишь лекарствами. По той же причине традиция малой хирургии была почти полностью утеряна в Тибете. Единственная операция, которая проводится до сих пор — это хирургическое лечение катаракты, причём лишь редкие доктора берутся её делать. То же самое относится и к тибетской акупунктуре. Вероятно, в этом и была истинная причина постепенного отказа от операций малой хирургии и от массажа палочками.

Эти процедуры всегда были окутаны ореолом тайны и часто передавались лишь одному ученику за один раз. Тайный характер этих практик также частично способствовал ещё большему их упадку. Например, содержание текста «Наставления по массажу палочками, наделёнными ваджрными качествами» передавалось лишь устно по непрерывной линии до тех пор, пока доктор Гьялцен Палсанг впервые не записал их в виде справочника, сделав это на благо других «по просьбе упомя‐ нутых учеников».

К важнейшим текстам о массаже палочками, взятым за основу в этом исследовании, относятся следующие книги:
• «Массаж с палочками, тайный союз исполняющих желания драгоценностей», текст терма Ратна Лингпы из собрания «Ринчен Тердзод» Джамгона Конгтрула (1811−1899).
• «Наставления по массажу палочками, наделёнными ваджрными качествами» Гьялцена Палсанга, обнаружены в библиотеке Поталы в Лхасе.
• «Наставления по массажу палочками, наделёнными ваджрными качествами» или «Метеоритное железо, ударяющее по каждой болезни и провокации» Деумара Тендзина, XIX век.

Подписка на рассылку

Неверный ввод
Пожалуйста, введите ваше имя!
Пожалуйста, введите корректный адрес.
Неверный ввод

Счетчик посещений

433221
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Прошлая неделя
Этот месяц
Прошлый месяц
Все дни
211
333
1945
429109
11386
7535
433221

Your IP: 54.145.82.104
2024-03-29 08:29

Search