Тантра Основ. Стенограмма занятия с геше Джамьянгом Гьяцо. Февраль 2020г.

Предисловие.
Это занятие посвящено трём главам из Тантры Основ. Джамьянг Гьяцо был в Санкт-Петербурге проездом, мы как раз получили его согласие проводить регулярные занятия в школе МАТТМ СПб с сентября 2020 и тогда он решил в рамках курса МАТТМ «Тантра Основ» провести один учебный день для наших студентов.
Джамьянг Гьяцо – опытный врач и высокообразованный учёный, учиться у него – большая удача для студентов.
Издательский дом «Танадук» планирует записывать и издавать лекции геше по Джуд Ши. С осени 2020 года мы приглашаем доктора Джамьянга преподавать материал второй тантры, а материал нынешнего занятия можно считать предварительным.

Лекция записана Сергеем Ширшовым с аудиозаписи.
Переводчик с тибетского – Анастасия Теплякова.

Елена Ширшова, ИД «Танадук».

 

***
Сегодня у нас будет занятие, посвященное Тантре Основ. Как вы все знаете, в Тантре Основ всего шесть глав. Первая из этих глав – это вступление или вводная глава. Вторая глава тоже, можно сказать, вводная и посвящена перечислению тем, которые описываются в Джуд ши, того, о чем говорится. Третья глава – это глава общего состояния и посвящена описанию тела. Четвертая глава – о диагностике, после того как мы в третьей главе познакомились с общим состоянием тела, мы узнаем, как его диагностировать, этому посвящена четвертая глава. Пятая глава посвящена методам лечения, когда мы разобрались с диагностикой, нам нужно узнать, что с этим делать, чем лечить и этому посвящена пятая глава. Шестая глава, это своего рода итог, где перечисляется то, что описано в предыдущих трех главах, то есть сколько там чего, сколько «листьев», «веток» и т.д. Если обобщенно посмотреть, таково содержание шести глав Тантры Основ.

Cегодня мы будем говорить о содержании третьей, четвертой и пятой глав, то есть об общем состоянии тела, диагностике и методах лечения.
Третья глава – это глава, посвящённая общему состоянию. Для каждой из четырех Тантр Джуд ши есть свои «деревья», их четыре, плюс одно «дерево» для всего Джуд ши. Итого пять «деревьев». В самом начале третьей главы идет описание этих «корней» и «стволов» Тантры Основ, где говорится, что есть три «корня», из них растут девять «стволов», от них отходят сорок семь «веток», от них двести двадцать четыре «листа» и еще пять того, что называется «цветки» и «плоды» вместе. И это такое сжатое описание всей структуры Тантры Основ.
Если мы посмотрим подробно, то говорится о том, что в Тантре Основ три «корня», из этих корней вырастают девять «стволов». Что это за три «корня»? Каждому из них посвящена своя глава. Первая глава посвящена общему состоянию тела, вторая глава посвящена диагностике, и третья глава посвящена методам лечения. Вначале идет общее описание того что есть, то есть имеется три «корня», девять «стволов», сорок семь «ветвей», двести двадцать четыре «листа» и пять «цветков» и «плодов» и после этого сжатого обзора всей Тантры Основ переходят собственно к первому «корню» и в дальнейшем к более подробному объяснению остальных «корней», «стволов» и т.д. В тибетском тексте есть нумерация всех «стволов», «ветвей» и т.д., она выглядит просто как перечисление чисел от 1 до 224. Это часть тибетской культуры, когда вначале идет такое сжатое изложение какого-то предмета, его суть, потом идет более расширенное объяснение и в конце подводится итог. Это такой аспект, связанный с тибетской культурой. И вот здесь, в этих нескольких предложениях собрана вся структура Тантры Основ. И затем идет переход, который говорит, что если рассказать об этом подробнее, то… и затем на этой фразе переходят, собственно, к тому, что говорится в описании «корня» общего состояния.
Тантра Основ похожа на корень или семя всей тибетской науки врачевания. Положений там немного, они все даны очень сжато, но при этом за каждым словом стоит очень большой смысл и можно давать очень много развернутых объяснений. На полное объяснение сейчас времени нет, но пройтись по всему тексту нам нужно будет.
После слов о том, что сейчас будет подробное объяснение, в тексте говорится о том, что, если три nyes pa, семь тканей тела (lus zungs) и трое нечистот находятся в своем сбалансированном, неизмененном, природном состоянии, то они обеспечивают существование тела, а если они выходят из баланса, то тело разрушается.
Что мы лечим, что мы поддерживаем в тибетской медицине? - Тело или организм человека. И вот в теле есть составляющие в виде жизненных начал (nyes pa), семь тканей тела и три выделения. У каждого из них есть своя количественная характеристика и если это количество становится больше или меньше нормы или оно как то нарушается, то это начинает вредить телу и со временем тело разрушается и человек заболевает.
После того, как было объяснено, что для того, чтобы тело существовало в здоровом состоянии эти тринадцать должны быть в балансе, дальше подробно объясняется что такое каждое из них.
Первыми идут жизненные начала или nyes pa. Они по-тибетски называются rlung, mkhris pa и bad kan. Если перевести эти термины на русский язык, а их иногда переводят как Ветер, Желчь и Слизь, то возникают разные несоответствия и поэтому лучше привыкать к тибетским названиям.
Затем говорится о том, что существует пять видов rlung. Это «Поддерживающий жизнь», «Восходящий», «Проникающий», «Сопровождающий огонь» и «Нисходящий».
Видов mkhris pa тоже пять, это «Переваривающая», «Окрашивающая», «Осуществляющая», «Зрительная» и «Проясняющая цвет».
И затем идет пять видов bad kan: «Поддерживающий», «Смешивающий», «Вкусовой», «Удовлетворяющий» и «Соединяющий».
Таким образом, у нас есть пять видов rlung, пять видов mkhris pa и пять видов bad kan.
Когда мы здесь говорим о rlung, то нужно понимать, что это не болезнь, а то жизненное начало, которое нужно телу, чтобы оно существовало. Тоже самое относится к mkhris pa и bad kan.
Почему в Тантре Основ, когда это объясняется, использован термин nad, что мы переводим как «болезнь»? Тут правильнее понимать эти жизненные начала как причины болезней, так как, если эти начала выйдут из равновесия, нарушатся или изменятся, то они приведут к болезням. Но пока они не измененные, в своем естественном, сбалансированном состоянии, они не являются болезнями, а необходимы для поддержания работы организма. Но поскольку все же они могут стать причинами болезней, они так названы.
Вот, например, у rlung есть шесть характеристик: грубость, легкость, тонкость, твердость, холодность и подвижность. У mkhris pa есть семь характеристик. И у bad kan также семь. Всего получается двадцать. Порядок перечисления этих характеристик тоже имеет значение. С чем он связан? Со степенью проявления, или скажем так, со степенью влияния на то или иное начало, в данном случае на rlung. Эти шесть характеристик распределены по их функции, например, грубость относится к действию rlung, легкость его суть, подвижность тоже действие, так как rlung постоянно движется. Тонкость можно отнести к его сути, так как он проникает в мельчайшие поры или отверстия. Холодность можно отнести к его характеру, на ощупь он холоден. Твердость его функция, так как все, что в теле у нас твердое, обеспечивается rlung. Эти шесть характеристик присущи rlung в нормальном состоянии, но если их становится больше или меньше, то rlung выходит из равновесия и это уже заболевание. Если его становится слишком много или по каким то другим причинам он попадает в места mkhris pa или bad kan, то тогда происходит столкновение rlung c mkhris pa или bad kan. И вся ситуация превращается в болезнь. Вот в этом разница между нормальным состоянием (в данном случае) rlung и болезнью rlung.
Эти три жизненных начала подобны корням и связаны и со здоровым состоянием, и с больным состоянием, и с зарождением тела, и с его существованием, и с его разрушением. То есть они влияют на тело с самого начала до самого конца. В зависимости от питания, поведения и других условий эти жизненные начала находятся или в своем сбалансированном состоянии и тогда тело существует, или выходят из равновесия и тогда тело болеет и разрушается.
У каждого из этих начал есть свое собственное место и свои пути передвижения. Например, место расположения rlung это нижняя часть тела. Потому что rlung опирается на половые органы. Но не только, а также в целом на нижнюю часть тела: поясница, таз, бедра. Mkhris pa опирается на печень и желчный пузырь и в целом находится в средней части тела. Но нужно помнить, что у каждого из пяти видов того или иного жизненного начала есть свое место локализации. Сейчас же говорится о местопребывании в целом. Bad kan опирается на головной мозг и находится в верхней части тела. Почему это так? Потому что bad kan происходит из тупости и омрачённости, а это связано с работой нашего мозга. Каждому знакомо состояние умственной лени, плохого соображения и памяти. У любого из пяти видов каждого жизненного начала есть своя функция и свое местопребывание.
Природой же этих трех начал являются пять первоэлементов. Есть учение о пяти скандхах. Есть скандха формы, скандха сознания и т.д. Три жизненных начала относятся к скандхе формы. Rlung по своей природе является первоэлементом Ветер. Mkhris pa по природе это первоэлемент Огонь. Bad kan – первоэлементы Земли и Воды. И, например, качество легкости rlung в чем проявляется? В том, что он, когда изменяется, движется вверх. И возникает, например, головокружение, шум в ушах, плохая память, неспособность находится на одном месте, трудно сконцентрироваться. Легкость rlung проявляется в том, что он движется из своего места наверх. Mkhris pa по природе своей это первоэлемент Огня. Она остра и горяча. Огонь при горении никогда не идет вниз, а идет вверх. Нам это известно из жизненного опыта, если нам нужно что-то поджарить, нам нужно положить это над огнем, а не под ним. Соответственно, когда mkhris pa увеличивается, она попадает в кровь и поднимается к верху. У человека может подниматься артериальное давление, возникать головная боль. Bad kan, который тяжел по своей природе, под этой тяжестью стекает вниз. Возникает неясность мышления, тяжесть в теле, отеки или скопление жидкости внизу тела. В общем bad kan поражает в первую очередь нижнюю часть тела.
Важен также порядок перечисления этих трех: rlung, mkhris pa, bad kan. Они идут именно в таком порядке. Rlung идет первым, так как благодаря ему происходит зарождение тела и из-за него в конечном итоге тело разрушается. Это тот фактор, который вызывает и разбрасывает болезни по телу, а также благодаря ему болезни лечатся. Он присоединяется и к жару, и к холоду, к mkhris pa и к bad kan и «раздувает», усиливает их.
У каждого из трёх жизненных начал есть по пять разновидностей, каждая из которых пребывает в своем собственном месте, выполняет свою функцию и имеет свои пути движения.
Дальше у нас идут ткани тела. Это прозрачный сок (dwangs ma), кровь, мышечная ткань, жировая ткань, костная ткань, костный мозг и репродуктивные жидкости (khu ba). Всего их семь. У каждой из них есть свои собственные фукции, которые они выполняют в организме.
Дальше идут три вида нечистот или выделений. Это кал, моча и пот. Но не нужно думать, что, если это нечистоты, то хорошо бы, чтобы этого у нас не было. На самом деле они очень важны. Поэтому в некоторых текстах эти выделения относят к тканям тела. Возьмем, к примеру, пот. Он поддерживает и придает устойчивость крови и mkhris pa. Почему эти три вида выделений или нечистот называются опорами? Например, кал называется опорой для пищи. Если бы его не было, пища не могла бы задерживаться в организме, она пролетала бы сквозь кишечник и не усваивалась. Тело бы тогда не могло существовать. Также моча является опорой для жидкостей тела. Если бы снизу не было бы этой опоры, жидкость не могла бы удерживаться наверху. Также как пища не могла бы усваиваться без кала, так и жидкость не могла бы удерживаться в теле без мочи. Поэтому эти три вида выделений так важны. Если у человека очень сильная диарея и, если не предпринять срочно меры, то такой человек может даже умереть. Это из-за того, что с поносом выходят силы тела. Поэтому так важны эти выделения или нечистоты.
Также к тканям тела мы могли бы добавить желчь, скапливающуюся в желчном пузыре. Эта желчь является опорой или поддерживает функцию крови. Она образуется или выделяется из крови. Особую роль в образовании желчи играет второй вид mkhris pa – «Окрашивающая». Этот вид mkhris pa находится в печени, и она выполняет особую роль в образовании желчи из крови. Желчь – это осадок при трансформации крови. При этой трансформации происходит разделение крови на очищенную часть и осадок. Очищенная ткань превращается в мышечную ткань, а осадок – в желчь.
Желчь в свою очередь тоже трансформируется, и ее очищенная часть становится chu ser, и его также можно отнести в этом контексте к тканям тела.
Головной и спиной мозг как ткани относятся к костному мозгу.
Как уже было сказано, сам текст Тантры Основ очень короткий, но за каждым словом стоит очень глубокий смысл. Про кровь уже было сказано, но также, например, костная ткань, это не одна отдельная кость. А к ткани костного мозга относятся головной и спиной мозг.
Семь тканей тела и три выделения вместе называется «то, что повреждается».
Пятнадцать видов трех жизненных начал называются «вредящими».
Эти двадцать пять аспектов связаны как с существованием тела, так и с его разрушением. Если они сбалансированы, то тело существует, если же они разбалансированы вкусами, действиями, образом жизни, тогда они разрушают тело.
Как же они вредят телу? Сказано, что болезни возникают из-за трех виновников – rlung, mkhris pa и bad kan. Эти три под воздействием причин и условий могут увеличиться, уменьшиться и выйти из равновесия, таким образом превратившись в болезнь.
Четыре условия – это сезоны, негативные влияния, питание и образ жизни. Из-за их избытка, недостатка или неправильности и возникают болезни.
Когда же болезнь возникла, дальше она входит в тело через шесть ворот или мест проникновения и затем она продвигается по пятнадцати путям. То есть это происходит не моментально.
Далее есть девять обстоятельств, проявляющих болезни; болезни, отнимающие жизнь; и, в итоге, все болезни сводятся к двум – жару и холоду.
Болезни mkhris pa – это болезни жара, болезни bad kan – это болезни холода, болезни rlung могут быть связаны как с жаром, так и с холодом, в зависимости от условий. Но если посмотреть на суть rlung, то его природа холодная. Поэтому в Тантре Основ сказано, что болезни rlung относятся к холодным болезням. В отношении rlung говорится так, что поскольку у него нет собственного тепла, то его относят к болезням холода в связи с его природой, но из-за своей функции он может присоединяться как к жару, так и к холоду. Мы знаем это из собственного опыта: если ветер дует через что-то горячее, то у нас получается горячий поток воздуха, а если через холод, то холодный. То есть будет ли ветер горячий или холодный зависит от условий. У bad kan и природа холодная и функция холодная, у mkhris pa же и то и другое горячее. Эти два жизненных начала в этом плане более постоянны или устойчивы, у rlung же нет качества устойчивости, он подвижен и может присоединяться и к жару и к холоду в зависимости от той функции, которую он выполняет. И может проявляться как с жаром, так и с холодом.
На стволе болезни всего шестьдесят три аспекта.
Также сказано, что страсть, гнев и омраченность порождают rlung, mkhris pa и bad kan. Эти же три эмоции возникают из изначального неведения. Из этих трех эмоций возникают три неизмененные жизненные начала и вот уже они, изменившись или нарушившись, могут стать причинами болезней.
Сезоны, негативные влияния (gdon), питание и образ жизни – это те условия, которые выводят из равновесия жизненные начала.
Вернемся немного назад. Мы говорили о том, что аспектов здоровья всего двадцать пять, а аспектов нездоровья получается шестьдесят три. Нам может показаться, что Тантра Основ совсем короткая и простая, но это не так, потому что Тантра Основ это семя всей медицинской науки. Семя обычно маленькое, но из него вырастает большое и ветвистое дерево. Тантра Основ предназначена для людей, обладающих высоким интеллектом.
Про пути вхождения болезней уже было сказано, также было сказано про то, что bad kan опирается на головной мозг, mkhris pa на печень и желчный пузырь, rlung на поясницу и бедра.
Затем говорится о пятнадцати путях передвижения в тканях тела – костях, ушах, сердце, эпидермисе и т.д.
Дальше описываются три возраста: люди старого возраста подвержены болезням rlung, зрелый возраст болезням mkris pa, а детский – bad kan. То есть в эти периоды времени соответствующих болезней больше. Также, например, если человек в расцвете лет заболевает болезнью mkhris pa, то она будет протекать тяжело и ее труднее лечить, так как mkhris pa будет на подъеме из-за возраста. Возрастные перемены в теле – это естественный процесс, все сначала были детьми, потом становятся взрослыми, потом наступает старость.
Также есть понятие конституции, когда у человека преобладает то или иное жизненное начало. Варианты тут могут быть следующие: одно жизненное начало (три типа), два (три типа) и смешанное из всех трех (один тип). Всего семь вариантов. Конституция неизменна с рождения и в течении жизни остаётся той же самой.
Но из-за возраста меняется подверженность человека тем или иным болезням. Ребенок более подвержен болезням bad kan; когда он взрослеет, он уже не так подвержен болезням bad kan, а больше подвержен болезням mkhris pa, то есть предрасположенность к определенным болезням меняется с возрастом.
Конституция тела связана с балансом жизненных начал на момент формирования тела и дальше уже остается постоянной. Конституция связана с состоянием белого отцовского элемента и красного материнского элемента на момент зачатия, сюда добавляется влияние климата и пищевые привычки матери во время беременности. Например, если мать во время беременности питалась в основном малопитательной пищей, которая вызывает увеличение rlung в теле матери, то от матери избыток rlung может перейти и к ребенку и в его конституции rlung будет преобладать. Конституция влияет на течение болезни, например, если человек с телосложением rlung заболевает именно этой болезнью, то она у него будет протекать тяжело и сильно проявляться.
Имеет значение климат той местности, где человек живет. Ветренная и холодная погода буде провоцировать rlung, сухая и жаркая – mkhris pa, влажная и «жирная» – bad kan.
Также имеет значение время – сезоны года и время суток. Болезни rlung проявляются летом, ранним утром и ранним вечером, болезни mkhris pa осенью, в полдень и полночь, болезни bad kan весной, поздним утром и поздним вечером.
Дальше идут девять болезней, обрывающих жизнь. Первая – это исчерпание трех жизненных факторов. Что такое три жизненных фактора? Это продолжительность жизни, это карма и это благие заслуги. В этих факторах имеет значение время. Когда сошлись вместе эти три фактора, то помочь больному уже нельзя. Например, у больного болезнь mkhris, а ему дали горячее лекарство. Из-за этого усилился жар и упущено время, когда пациенту еще можно помочь. Образно говорят, что болезнь жара «ушла за перевал». Или запущенная болезнь rlung, которую не лечили вовремя и опять же упущено время. Другое объяснение этих трех жизненных факторов - это работа каналов, пищеварение и состояние тканей тела. Если все эти три фактора не работают, то никакой возможности телу существовать нет. Если человек не может усваивать пищу, то истощаются ткани тела, а когда истощаются ткани, то перестают работать сосуды. Когда здесь говорят о тканях тела, имеется в виду в основном мышечная ткань, но нужно помнить, что в тибетской медицине к мышечной ткани относят также плотные и полые органы. То, из чего они состоят в основном это мышечная ткань, хотя это и не согласуется с западной медициной. И последнее это сосуды, так как жизнь человека в основном опирается на сосуды. При истощении сосудов уменьшается количество крови. Но в основном придерживаются первого объяснения этих трех факторов. Эти девять болезней, прерывающих жизнь, группируются в три группы по три. В любом случае, если у пациента наступило состояние, относящееся к одному из этих девяти, то помочь уже нельзя, никаких шансов нет. Если до этого еще не дошло, то лечение и ритуалы могут помочь.
В целом, все болезни, которые существуют, можно отнести к трем категориям: первое – это болезни, которые возникли из-за неправильного питания и образа жизни, которых человек придерживался. Второе – это болезни, которые называются кармическими, они возникли из-за созревания причин, которые человек создал в прежней жизни. И третья категория – смешанная, когда кармические причины объединяются с неправильным питанием и образом жизни.
Дальше идет двенадцать побочных реакций, это достаточно важная тема. У тибетских лекарств, которые достаточно мягкие, в отличие от западных нет побочных эффектов. Однако, если тибетские лекарства неправильно применять, они могут вызвать осложнения. Всего в тибетской медицине четыре метода лечения: это питание, образ жизни, лекарства и процедуры. И если эти четыре метода применены избыточно, недостаточно или неправильно, то могут возникнуть эти двенадцать побочных реакций. Каждое из жизненных начал может быть увеличено, уменьшено или нарушено и все эти три варианта - это болезни. Соответственно, если, например, у пациента холодная болезнь rlung, мы давали теплые лекарства или использовали другие средства лечения, rlung уменьшился и его стало меньше, чем нужно, это опять же болезнь. То есть, в этом случае rlung не ушел, но к нему присоединилась mkhris pa из-за действия теплых лекарств.
В итоге в тексте сказано, что болезни rlung и bad kan это болезни холода, болезни mkhris pa и крови это болезни жара, а болезни srin bu и chu ser могут протекать как с жаром, так и с холодом.
У трех жизненных начал есть нормальное, неизмененное состояние, когда они поддерживают работу организма и не являются болезнью. Если мы сюда прибавим кровь, srin bu и chu ser, то получим шесть видов болезней, которые могут быть у человека.
Srin bu это, можно сказать, вся микрофлора, которая есть в нашем организме. В Джуд ши гворится о том, что в нашем теле есть множество мельчайших существ, которые называются srin bu. Но этим же термином называются и крупные паразиты, которые могут поселиться в нашем теле. В Джуд ши, в Тантре Наставлений болезням srin посвящена целая глава (гл. 50), где объясняется, что внешние srin bu могут проникать внутрь тела и конфликтовать с внутренними srin bu, из за этого и возникают болезни такого типа.

Вопросы.
Если у ребенка болезнь, обусловленная кармическими причинами, это из-за кармы самого ребенка или его родителей?
Карма родителей и ребенка связана, поэтому такая болезнь возникает из-за этой связи. Само зачатие и рождение ребенка возможно только при соответствующей карме. В Джуд ши говорится, что благодаря карме сознание входит в соединение белой и красной субстанции отца и матери. Если соответствующей кармы нет, то даже зачатия не произойдет. В любом случае родителей и ребенка связывает общая карма.


С чем может быть связано выпадение волос у ребенка?
Это может быть из-за воздействия srin bu, из-за увеличения крови или chu ser. Или может быть связано с влиянием gdon. Здесь нужно исследовать причины из-за чего это произошло, проведя тщательную диагностику. Обычно сразу не подозревают кармическую болезнь. Сначала нужно исследовать причины и условия, которые могли привести к данному заболеванию. Потом проводится лечение и по совокупности результатов диагностики и лечения можно делать вывод, относится ли данная болезнь к кармическим. У доктора в детстве тоже была похожая проблема – выпадали волосы. Один знающий лама, геше, определил, что виной этому воздействие духа, который называется теуранг. Как сказал геше, «дух помочился на голову ребенка и из-за этого стали выпадать волосы». Геше провел ритуал омовения и постепенно волосы стали расти.
Вообще в медицинских текстах говорится, что болезни бывают четырех видов: кармические болезни из-за причин, созданных в прежней жизни, в этом случае никакое лечение не помогает; болезни из-за негативного влияния духов, в этом случае необходимо провести ритуалы; болезни из-за неправильного питания и образа жизни, которые лечат врачи; болезни подобия, которые проходят сами по себе. Из этих четырех типов собственно медицина лечит только третью категорию. Нигде не говорится, что врач может вылечить вообще все болезни.

Как часто в практике врача встречаются болезни из-за негативных влияний (gdon)?
Доктор говорит, что так как он занимается медициной, он особо не сталкивается с gdon. В Тантре Объяснений говорится об обетах врача и говорится, что врач должен заниматься духовной практикой, в частности начитывать мантру Будды Медицины или Ютог Йонтен Гонпо. Если врач так практикует, то никакие духи ему не повредят. Если врач действует с мотивацией помочь другим, то он будет успешным в лечении. Важна внутренняя мотивация врача. Хорошо перед приемом больных прочитать молитву, где выражается пожелание, чтобы все существа избавились от болезней. И уже с таким настроем приступать к работе. Тогда работа врача будет приносить пользу. Если же говорить о духах, то есть разные духи. Есть те, которые вредят детям, есть те, которые вредят в основном женщинам и т.д. И есть специальные ритуалы, которые проводят, чтобы устранить этот вред. Подозревать воздействие духов можно в том случае, если возникает болезнь без видимых причин. Но все-таки большинство болезней, с которыми встречается врач, вызваны дисбалансом трех жизненных начал, который в свою очередь возникает из-за причин и условий, о чем уже было сказано выше. И врач должен сосредотачиваться именно на этом, так как медицина - это логическая наука, где возникновение болезней объясняется через причины и условия. Доктор советует студентам сосредотачиваться именно на медицине, не отвлекаясь на ситуации, где мы как доктора особенно ничего сделать не можем. Это первый и второй тип заболеваний. Мы как врачи должны сконцентрироваться именно на причинах и условиях, симптомах болезней, так как мы не можем видеть отдаленные, кармические причины. Мы не можем ничего поделать с неведением, которое существует в наших умах и является главной причиной болезней. Но мы можем, исследовав причины болезней, которые лежат в этой жизни, поставить правильный диагноз и справится с болезнью, назначив правильное лечение. В этом случае применяются диета, образ жизни, лекарства и процедуры, о чем говорилось выше. Это будет иметь явный, видимый эффект, в отличие от ритуалов и начитывания мантр, которые явного эффекта сразу могут не дать и результат приходит значительно позже. Поэтому врачам нужно сосредотачиваться на более материальных вещах, где можно проследить эффект от лечения.


***
Пульс. Раньше у тибетцев не было градусников и силу жара измеряли по числу биений пульса. Жар диагностировался тогда, когда число биений за один дыхательный цикл врача было больше пяти. Шесть биений это просто жар, семь – увеличенный жар, восемь – сильный жар, девять – очень сильный жар. Если десять ударов и выше, то это тот самый жар, «ушедший за перевал», с которым ничего нельзя сделать. У детей пульс быстрее, чем у взрослых, поэтому данное правило не подходит. У детей младше восьми-девяти лет пульс вообще не смотрят, именно по этой причине. Конечно, диагноз не ставится только по количеству ударов пульса, там есть еще много характеристик пульса – напряженный или вялый, глубокий или поверхностный и т.д. У пульса жара, например, шесть характеристик: сильный, полный, напряженный, быстрый, скрученный и твердый.

Второй - корень диагностики. В тексте написано, что болезни узнаются с помощью осмотра, пальпации и опроса. Соответственно используют зрение, осязание и опрос, то есть то, что можно спросить и услышать.
С помощью осмотра исследуют язык и мочу. Смотрят цвет и вид мочи, смотрят налет на языке, какая его толщина, цвет и т.п.
Язык связан с сердцем и желудком. Эти два органа чрезвычайно важны для работы организма в целом и поэтому осмотр языка имеет такое важное значение.
При осмотре мочи есть девять характеристик, что там смотрят. Подробно диагностика по моче дается в четвёртой Тантре и там рассматривается много аспектов, в частности, даются правила подготовки пациента к сбору мочи, рассказывается какой должен быть сосуд, в котором моча смотрится, время сбора мочи, время осмотра и т.д. Потом есть девять стадий в осмотре мочи. Сейчас, когда пациенты приносят мочу, часто эти правила не соблюдаются и осмотр проходит в упрощенном виде.
Таким образом мочу и язык исследуют с помощью зрения.
С помощью пальпации исследуют пульс, определяя состояние внутренних органов. Здесь суть в том, что rlung, разбегаясь из сердца по каналам, собирает и несет информацию о том, что происходит в органах и потом это отражается в пульсе. Поэтому его сравнивают с вестником с посланием.
Пульс требует аналитического постижения, так как глазами там ничего не увидеть. Исследуются характеристики пульса, и доктор с помощью аналитического мышления постигает, что происходит с внутренними органами.
С помощью опроса, врач, слыша ответы пациента, узнает, какие условия способствовали заболеванию, где болит, каков характер болей и т.д. Здесь диагностика происходит через звук, слух.
В Тантре Основ, где информация сжата, говорится о трех типах мочи, трех типах языка, трех типах пульса и три группы симптомов и условий. В этой Тантре все дается сокращенно.
Например, каков язык rlung? Он красный, сухой, грубый. При mkhris язык покрыт толстым налетом, бледным или желтоватым. Такой язык мы называем обложенным, и он полностью покрыт этим налетом. При bad kan из-за свойства влажности этого жизненного начала он влажный, гладкий, бесцветный, блеклый и тусклый. Точнее сам язык блеклый, а поверх языка есть еще толстый налет. Если этот налет желтоватый, то это признак mkhris, а если он беловатый, тусклый, то это bad kan.
Моча при rlung похожа на воду и там есть большие пузыри. Моча mkhris красно-желтая с обильными испарениями и неприятным запахом. Моча bad kan беловатая со слабым запахом и слабым испарением.
Говоря обобщенно, пульс rlung плавающий, пустой, прерывающийся. Плавающий означает, что он как бы плавает на поверхности, как только мы касаемся кожи, мы его ощущаем, а так же при нажатии он не погружается внутрь. Поверхностный означает, что как только мы на него нажимаем, он исчезает или становится неясным. Прерывающийся значит, что он время от времени останавливается. Пульс mkhris быстрый, сильный, он бьется с большой силой, а также напряженный, подобной натянутой веревке, которую не продавить. При нажатии на пульс rlung он уходит, а пульс mkhris наоборот становится сильней. Если мы скрутим из ниток веревку и потрогаем ее, мы будем ощущать нечто твердое, напряженное, натянутое. Это будет образная характеристика одного из качеств пульса mkhris. Пульс bad kan глубокий, это значит, что на поверхности мы его не ощущаем; нечеткий, это значит, что он бьется слабо; медленный, это определяется по количеству ударов. Это были методы диагностики – осмотр и пальпация.
Очень важна подготовка пациента перед диагностикой.
Например, если перед осмотром языка пациент съест шоколад, выпьет кофе или чай, то, конечно, это поменяет цвет налета на языке. Также отразится на языке, если пациент пил молоко. Так что подготовка пациента перед диагностикой очень важна, чтобы врач смог ясно увидеть все признаки болезни на языке.
В плане уринодиагностики подготовка еще важнее. Нужно, чтобы накануне пациент не пил алкоголь, молоко, чай. Не ел много мяса, не ел слишком жирную пищу, воздержался от секса. Если пациент не соблюдал эти рекомендации, например, много пил воды перед сном, то тогда на следующий день вода усилит энергию rlung и эти признаки проявятся в моче. То же относится, например, к молоку. Избыток молока накануне может придать моче признаки bad kan, так как частицы молока просочатся в мочу. Если же пациент употреблял много мяса или жирного, то в моче может появиться толстая пленка, которую можно принять за признак mkhris. Таким образом еда влияет на вид мочи, и врач может ошибиться при диагностике. Если пациент спит до 7-8 утра, то в 1-2 ночи он должен встать и сходить помочиться. Моча, отходящая в это время, связана с той пищей, что пациент употреблял накануне. Если этого не сделать, то моча пищи смешается с мочой болезни и врачу сложно будет диагностировать по моче. После того как пациент помочился ночью, он ложится спать и утром собирает мочу для диагностики. И уже эта моча отражает состояние организма и по ней можно диагностировать болезни. Сам сосуд для исследования мочи должен быть очень чистым и прозрачным, не из цветного материала. При уринодиагностике есть три стадии исследования. Первая: когда моча горячая, в этот момент смотрят цвет, запах, пузыри и испарение. Вторая стадия: когда моча остывает, но еще теплая. Смотрят осадок и пленку. Третья: когда моча остыла. Исследуют время остывания, способ изменения мочи при остывании и как моча выглядит после остывания. Сейчас врачам приносят в основном уже остывшую мочу и мы можем увидеть только третью стадию. Поэтому, когда пациент приносит нам мочу на диагностику, точности в таком исследовании не будет, так как моча уже холодная. Если же он собрал мочу еще и без подготовки, то врач легко может ошибиться, так как увидит то, чего нет на самом деле в организме. Конечно, если у врача большой опыт, то шансы на правильную диагностику увеличиваются. В случае, если пациент принес холодную мочу, можно попросить его собрать мочу снова, прямо перед диагностикой. Конечно, такая моча в отличие от утренней будет не совсем информативна, но кое-что по ней можно увидеть. Важно, чтобы пациент хорошо подготовился и чтобы доктор увидел все три стадии при исследовании мочи, тогда шансов на постановку правильного диагноза гораздо больше. В противном случае, уринодиагностика малоэффективна.
При исследовании пульса есть подготовка как для пациента, так и для врача. При этой диагностике подготовка в принципе такая же, какая была описана раньше, подробно такая подготовка описана в Четвертой Тантре, там, где описывается диагностика по пульсу и моче. Так как при пульсовой диагностике врач считает удары пульса в течении своего дыхательного цикла, предусмотрена подготовка к этой диагностике и врача. Врач должен хорошо выспаться, он должен быть спокоен, не испытывать сильных эмоций, он должен быть здоров и его ум не должен быть одурманен алкоголем, наркотиками и т.п. Если это случилось, то работа сердца и дыхание врача сбивается и возникает что-то вроде одышки и из-за этого врач не сможет точно подсчитать количество ударов пульса пациента, так как эти удары считаются за дыхательный цикл врача, а он у него сбит. Подробности пульсовой диагностики также даются в Четвёртой Тантре, где описано, как доктор смотрит пульс и какие признаки пульса что означают. По состоянию языка, нечистот, запаху изо рта и т.п. также определяют состояние организма.
Осмотр, это конечно, не только моча и язык. Осматривается все, что можно увидеть. Это, например, внешний вид крови, выходящей при кровопускании, мокрота, стул, цвет кожи, форма и внешний вид органов чувств, цвет рвотных масс и т.п. и т.д. Здесь некоторые вещи похожи на то, как диагностируют в западной медицине.
Некоторые люди думают, что в тибетской медицине, в отличие от западной нет исследования крови, кала, мокрот и т.д. Но это неверно. Конечно, сейчас я не могу рассказывать об этом подробно, говорит доктор, сейчас просто дан обзор этих методов, чтобы вы понимали, что такие методы диагностики в тибетской медицине есть.
Конечно, западных методов диагностики больше, чем тибетских. Но среди последних есть даже диагностика по запаху и даже диагностика по звуку. Например, по звуку переливающейся мочи, звуку дыхания, звуку речи и т.д. Есть диагностика по ощущениям. Получается, что объектов, которые исследуются в тибетской медицине даже больше, чем в западной.
Подробнее об этом сказано в 24 главе Четвертой Тантры. В этой главе говорится, что у человека есть пять органов чувств и соответственно у каждого органа чувств есть объекты в теле, которые этими органами воспринимаются и полученная информация подлежит анализу умом врача. Форма и цвет воспринимается зрением, звуки слухом, вкусы языком (вкус), запахи носом (обоняние) и тактильные ощущения для осязания.
Также объектами диагностики являются нечистоты: мокроты, каловые и рвотные массы, пот, моча и другие жидкости, в том числе кровь.
У органов чувств также есть свои выделения, которые можно исследовать в процессе диагностики. Например, это выделения из глаз, ноздрей, ушей (ушная сера и др.) и т.д.
Также можно исследовать выделения из половых органов, в том числе сперма, менструальная кровь, бели.
Зубной налет.
Можно исследовать то, что дословно переводится как «грязь на теле» (выделения сальных желез?).
У кормящей женщины исследуется молоко. Все это подлежит обследованию.
Поэтому, важно, чтобы вы не думали, что осматривается только моча и язык. Осматривается в теле многое, фактически все, что можно увидеть.
Также чрезвычайно важен опрос. О чем спрашивают? Об условиях, которые спровоцировали заболевания, о жалобах в настоящий момент (что, где и как болит) и привычках в питании.
Почему главы в Тантре Основ идут именно в таком порядке? Этот порядок имеет значение, так как, прежде чем проводить диагностику, вы должны очень хорошо знать 88 аспектов общего состояния тела, здорового и нездорового. Если же этого не знать, то это можно сравнить с тем, как, например, стрелять куда то, не видя мишени.
В опросе выясняют десять аспектов и вопросы, которые задают пациенту не случайны.
Спрашивают о причинах, условиях, возрасте, местности и т.д. Поэтому чрезвычайно важно знать корень общего состояния. Естественно, когда пациент приходит на прием, он не может сказать – вот у меня болезнь mkhris или rlung, поэтому доктор должен знать, о чем спрашивать пациента.
Если врач хорошо знает корень общего состояния, то он вначале осматривает пациента, а потом задает вопросы, проясняя ими то, что он не совсем понял, проведя осмотр и пальпацию.
Врач выбирает о чем спросить и задает вопросы не наобум, а с определенным смыслом. Данными опроса он подтверждает или опровергает свои выводы, сделанные на основе других методов.
В опросе кроме того, что описывается в Тантре Основ, есть еще много дополнительных нюансов.
Если болезнь вызвана легкими и грубыми качествами питания и образа жизни, то эта болезнь – rlung. При этой болезни появляются такие симптомы как озноб, зевота, дрожь, потягивания. Также в тексте сказано, что при болезни rlung будут боли в тазобедренных и других суставах и пояснице и, зная входные ворота для rlung и 15 путей передвижения для жизненных начал, мы понимаем, почему будут боли именно здесь. При rlung будут блуждающие боли, то есть такие, которые все время перемещаются, а не остаются на одном месте. Будет пустая рвота, то есть позывы на рвоту есть, но как таковой рвоты нет. Восприятие органами чувств неясное, зрение снижено, слух снижен и т.д. У больного тревожность, беспокойство. На голодный желудок состояние хуже. От пищи и образа жизни с питательными и маслянистыми свойствами пациент чувствует облегчение.
Таким образом, первый вопрос, который мы задаем, это вопрос о питании и образе жизни пациента. Мы не можем спросить пациента напрямую, питался ли он чем-то лёгким и грубым, он просто не поймет вопрос, мы должны знать, какая пища легкая и грубая по свойствам и спросить не ел ли он такую пищу. Нужно спросить пациента, что он ест, какой образ жизни ведет. И если доктор хорошо знает свойства продуктов, то по тому, о чем ему пациент рассказывает, он сразу понимает – эта пища холодная по свойствам, эта теплая и т.д., и соответственно делает выводы, какую болезнь могли спровоцировать данные пищевые привычки пациента.
В целом диагностика в тибетской медицине очень сложная и требует тщательного изучения.
Если же болезнь вызвана острыми и жгучими качествами пищи и образа жизни и сопровождается головной болью, горечью во рту и жаром в теле, острыми болями в верхней части тела и хуже cтановится во время переваривания, то это болезнь mkhris.
В отношении bad kan доктор спрашивает пациента, питается ли он тяжелой и маслянистой пищей, ведет такой же образ жизни, есть ли снижение аппетита, бывает ли затрудненное пищеварение, рвота, снижение вкусовой чувствительности – это когда вкус ясно не ощущается, ощущение переполненности желудка, как будто переел, отрыжка, тяжесть в теле и уме, есть ли ощущение холода снаружи и внутри тела, становится ли хуже сразу после еды, есть ли ощущение, что от теплого и легкого становится лучше.
Вот так по опросу можно определить нарушения трех жизненных начал.
В Тантре Основ сказано, что объектов, которые мы изучаем с помощью зрения шесть, объектов, изучаемых пальпацией три, объектов, исследуемых опросом, двадцать девять. Почему последних объектов больше? Потому что опрос это очень важный метод диагностики. Поскольку с помощью опроса можно распознать намного больше болезней, чем, используя другие методы диагностики, объектов для опроса гораздо больше.
Доктор уточняет, что хотя, как он упомянул, объектов для осмотра очень много, но в Тантре Основ упоминаются только два – язык и моча. Остальные объекты для осмотра упоминаются в комментариях, в Джуд ши их нет. При осмотре мы можем видеть только то, что снаружи тела, мы не можем видеть то, что внутри. Поэтому, обобщенно говоря, объекты осмотра - это форма и цвет. Это то, что мы видим снаружи.
С помощью осмотра мы не можем увидеть, что у человека болит голова или желудок или другие внутренние органы. Это можно узнать только с помощью опроса. Мы узнаем с его помощью, где, когда, что болит и т.п., поэтому в опросе гораздо больше объектов исследования чем при использовании других методов, поэтому опрос считается очень важным способом диагностики.
Доктор говорит, что сейчас не только некоторые пациенты, но и врачи считают, что для диагностики достаточно только пульса. Некоторые врачи, которые не очень хорошо учились, смотрят только пульс, не уделяя внимание ни подготовке пациента, ни подготовке врача перед диагностикой. Также пренебрегают опросом и другими методами и из-за этого не могут правильно поставить диагноз и полностью вылечить заболевание. Такой подход – это подход недоучек.
У доктора есть книга на тибетском языке, это комментарий на Джуд ши, который написал он сам тринадцать лет назад. Она пока не издана и не полностью переведена на английский. Возможно, в дальнейшем ее можно перевести и на русский. Доктор постарался, чтобы информация там была очень точная, в соответствии с текстами, и чтобы там не было противоречий. В этой книге написано, что, если доктор говорит, что он не понимает пульса, то это настоящий доктор. Почему это так? Потому что, если доктор так говорит, это честный доктор. На основании только пульса нельзя распознать все болезни. Если доктор смотрит только пульс и пренебрегает другими методами – опросом, уринодиагностикой и т.п., то точной диагностики не будет. Есть болезни, которые можно по пульсу определить, а есть те, которые нельзя. Поэтому, обязательно нужно сочетать все три метода диагностики.
В опросе есть также вопросы, от чего пациенту легче и что он привык есть.
Если же врач использовал все методы диагностики, а сомнения в диагнозе остались, он может использовать метод так называемой «пробной стрелы». Этот метод заключается в том, что доктор назначает на несколько дней одно лекарство или рекомендует какой-то специальный образ жизни, чтобы проверить как отреагирует пациент, как изменится его состояние и таким образом разрешает сомнения в диагнозе.
Нужно знать, что к пальпации относится не только исследование пульса, но и любое тактильное исследование, например, определение, является что-то твердым или мягким, определение температуры кожных покровов – горячие или холодные и прочее. В общем любое ощупывание тела с целью диагностики. Об этом ясно сказано в Тантре Объяснений.
Также в этой Тантре говорится, что из трех методов диагностики самый важный это опрос. Так как с его помощью можно собрать много сведений: где болит, как болит, когда болезнь началась, от чего лучше или хуже и т.д.
Если доктор хорошо разбирается в главе общего состояния, то он может точно провести диагностику и, как следствие, успешно вылечить болезнь.
Если люди не знакомы с тонкостями тибетской диагностики, то, видя, что доктор просто держит больного за руку и что-то говорит о состоянии его организма, делают выводы, что тибетская диагностика это что то такое энергетическое или мистическое. Но на самом деле в основе этого не мистика, а большой многолетний опыт изучения методов диагностики.
В заключительной главе Джуд ши говорится, что, прежде чем проводить пульсовую диагностику, браться за руку, нужно задать вопросы пациенту. Эта глава Джуд ши своеобразное напутствие тем, кто уже изучил все Джуд ши и хорошо его знает.
Врач - это тот человек, которому пациенты доверяют свою жизнь и здоровье, и он не должен с этим экспериментировать. Врач должен учиться очень тщательно, чтобы не отнять ничью жизнь. Поэтому и говорится о том, что, прежде чем смотреть пульс, врач должен задать вопросы. Врач должен быть очень осторожным, прежде чем делать назначения.
В диагностике врач должен быть как ястреб, который парит над равниной и зорко высматривает добычу. Также внимательно и тщательно доктор должен проводить диагностику.
Также важный момент: врач не полагается только на ощущения пациента, когда тот говорит, что ему, например, стало лучше от того или другого, хотя это нужно принять во внимание, но только на это нельзя полагаться. Так как бывают ситуации, что, к примеру, больному кажется, что он чувствует себя хуже, но на самом деле болезнь уходит. И наоборот. Поэтому, доктор не должен полагаться на ощущения пациента, он должен сам диагностировать, смотря пульс, мочу, задавая вопросы, чтобы разобраться, где на самом деле болезнь, а где только внешние проявления. Например, доктор дал лекарства, пациент пришел через месяц и говорит, что хуже не стало. Но лекарства не даются для того, чтобы стало хуже, врач должен разобраться, что на самом деле происходит. Когда пациент говорит о своих ощущениях во время лечения, решающее слово за врачом, который разбирается в этом и выносит решение, лучше пациенту или нет. Так что диагностика в тибетской медицине - это большая и серьезная тема.
Для того, чтобы определить болезнь, нужно знать здоровое состояние тела, если мы этого не знаем, то нам не понять, какие бывают отклонения в этом состоянии, то, что называем болезнью.
Тибетская медицина ставит две цели: поддержание хорошего здоровья и лечение болезней, если они возникли. Поэтому вначале говорится о том, что такое тело в здоровом состоянии.

Вопросы
О моче здорового человека.
Цвет такой мочи должен быть как у растопленного масла из молока ‘dri (самки яка). Цвет у такого масла светло-желтый с легким красноватым оттенком. По сравнению с топлёным сливочным маслом, такое масло более желтое. Запах здоровой мочи должен быть естественным запахом мочи без примесей других запахов. Испарение должно быть средним по силе – не слишком сильным, как в некоторых случаях жара, и не слишком слабым как при холоде. При скрытом жаре испарение несильное, но долго держится. При холоде, наоборот, испарение быстро прекращается. Пузыри должны равномерно покрывать поверхность. Если пузыри слишком большие, это болезнь rlung, а если слишком мелкие, это болезнь bad kan. Конечно, эти характеристики нужно видеть в моче, просто устное объяснение не даст полного понимания. Обязательно нужна практика с Учителем. Осадок в здоровой моче должен быть, его должно быть не очень много, и он должен быть равномерно распределен по всей толще мочи. Пленка есть и покрывает всю поверхность мочи, и сама она достаточно тонкая. При остывании здоровая моча должна меняться от краев к центру. Когда моча остыла, она становится светло-желтой без красноватого оттенка, который, как говорилось выше, присутствует у горячей мочи. Еще она должна быть прозрачной, а не мутной. И вот такая моча, это моча здорового человека. В дальнейшем, при изучении уринодиагностики, подробно изучаются все девять аспектов, разбитые на три стадии.

***
Методы лечения.
Говоря в общем, их четыре: диета, образ жизни, лекарства и процедуры.
Если говорить подробно, то эти четыре метода разворачиваются в восемнадцать.
Если мы смотрим по Тантрам, то Тантра Основ это самая краткая, Тантра Объяснений это, можно сказать, комментарий к Тантре Основ, Тантра Объяснений еще более развернутый комментарий и в Дополнительной Тантре приводятся практические методы диагностики и лечения.
Что же касается питания, то понятно, что в Джуд ши отражены те продукты питания, что использовались в Тибете в то время, когда этот текст создавался.
В частности, при болезнях rlung использовалось конина, ослятина, мясо сурка и годичное мясо. Последнее – это мясо, которое выдерживалось год, но, конечно, не испорченное. Наверное, можно сказать, что это вяленное мясо, которое медленно высушивается. В таком виде оно не портится. Есть несколько способов, как такое мясо приготовить. При болезнях rlung также используется sha chen или «великое мясо». В одних традициях говорится, что это мясо человека, в других, что это мясо слона. Вообще к sha chen относится пять видов мяса: человека, слона, лошади, быка, собаки. Самое сильное из них – мясо человека. Нужно понимать, что четыре медицинские Тантры – это тайные учения и они не рассказываются всем подряд, и что такие вещи, как мясо человека, применяются только, если нужно спасти чью-то жизнь. Конечно, нельзя убивать человека ради мяса. Считается, что sha chen очень теплый по свойствам, и, например, индийцы не едят говядину, этому тоже есть причины. Подробные объяснения есть в Тантрах. Продукты, которые перечисляются в лечебной диете, не используются как вкусная еда для удовольствия, это средства лечения. В данном случае, виды мяса, которые перечислены, употребляются при сильной болезни rlung, которая может убить пациента, применяются, чтобы спасти жизнь. Существо, чье мясо используется, должно погибнуть здоровым, а не быть умершим от болезни. Дальше, при болезнях rlung используются растительные масла, годичное сливочное масло, которое выдержано не меньше года, но при этом оно не испорченное. Также используется bu ram, это неочищенный тростниковый или пальмовый сахар, который продается под названием «гур». Лук и чеснок, причем используются все виды чеснока, но лучше тот, у которого в луковице один зубчик. Молоко. Чанг из корней lca ba (разновидности дудника) или из корней ra mnye (разновидности купены) или из плодов gze ma (якорцы стелющиеся). Также чанг на bu ram и чанг с добавлением костей. Лучше всего, если это будут кости разных животных. В Заключительной Тантре есть целая глава, посвященная приготовлению лечебного чанга, там описывается много видов таких напитков, используемых при различных болезнях. Говоря в общем, чанг - это тибетский алкогольный напиток, и он полезен при болезнях rlung. При этих болезнях лучше использовать старые продукты – мясо, масло, чанг. Почему это так? Обычно мы думаем, что если что-то старое, то оно испорченное и его нельзя использовать. Но здесь идет речь не о испорченных продуктах, а о тех, которые длительное время хранятся. Если правильно хранить продукты, то они высыхают и количество воды в них уменьшается. И по свойствам такие продукты становятся более тяжелыми, маслянистыми и более теплыми. Если мы вспомним характеристики rlung, то это грубое, легкое, холодное. Соответственно их лечат маслянистым, тяжелым, теплым и сила rlung ослабляется.
Вы знаете, что из сырого, вареного и сушеного легче всего переваривается сушеное, затем варёное а затем сырое. Поэтому тибетские лекарства готовят из сушенных компонентов, а не из сырых. Сейчас в магазинах продается много свежих, сырых продуктов, но от них бывает несварение, вздутие и т.п. И если человек ест много сырой пищи, то в организме увеличивается первоэлемент Вода, который гасит огненное тепло и возникает несварение (ma zhu). В лечебной диете перечисляются подряд как твердая пища, так и напитки.
Дальше, при mkhris используется йогурт и dar (кисломолочные продукты типа пахты или кефира) из коровьего и козьего молока. Есть разные способы изготовления dar и вообще его полезно пить для пищеварения. Сливочное масло. Все эти продукты должны быть свежими, так как, как уже было сказано, свежие продукты более прохладны и в них меньше маслянистости. А при mkhris много маслянистого не полезно. У mkhris есть качества маслянистости, остроты, жгучести и соответственно много маслянистого усиливает mkhris. Также используют мясо диких травоядных животных. Мясо козы. Мясо теленка от скрещивания яка и самки хайныка. Опять же мясо должно быть свежее. Каша из дробленных злаков (пшеница, ячмень). Суп из одуванчика. В Тибете из одуванчика делают не только суп, но и варенье. Цветущие одуванчики очень полезны, их можно собирать и использовать в пищу. В России у людей много проблем с повышенным холестерином, с печенью и желчевыводящими путями и для них будет очень полезно есть одуванчики. Используют в пищу листья, цветы плохо хранятся, поэтому их не берут. Листья собирают, измельчают, варят. Потом добавляют в пищу. Лучше варить варенье. Обычно в России не едят пищу горького вкуса. В основном едят пищу сладкого вкуса. Жгучую пищу едят мало, а надо бы. Сладкое трудно переваривается. От этого полнеют. Едят много хлеба, а это приводит к нарушению пищеварения и от этого набирают вес и т.д. Китайцы в Тибете сейчас много едят одуванчиков, так как обнаружили, что это полезно. Одуванчик очищает желудок, помогает пищеварению и т.д. При mkhris используется охлажденный кипяток, куда бросили немного цампы, то есть получается мучная болтушка. Она помогает при жаре. В наших условиях можно использовать овсяный кисель без каких-либо ягод. Такой кисель или мучная болтушка легко переваривается и приносит много пользы. Затем, холодная вода, охлажденный кипяток. Это все питание при болезнях mkhris.
Питание при bad kan: баранина, мясо яка, мясо хищных животных, рыба, мед, каши из зерна, выращенного в сухой местности, там, где идет мало дождей и низкая влажность – это продукты с тёплыми свойствами. Также как все болезни можно свести к двум: жару и холоду, так и все продукты и напитки делятся на теплые и прохладные. Теплые показаны при болезнях rlung и bad kan, а прохладные – при болезнях mkhris. Зерновые из местности с сухим климатом более теплые, чем те, что выросли во влажном климате.
Доктор советует всем не есть сырого, а есть пищу, подвергшуюся термической обработке. У нас же, наоборот, бытует мнение, что сырые овощи и фрукты очень полезны. Или, что сырая вода более полезна чем кипяченая. Но это неверно.
Далее, при bad kan полезна каша из старого зерна, dar из молока самки яка, оно более теплое, крепкий, выдержанный чанг, горячий кипяток. Это все пища и напитки при болезнях bad kan.
Взгляды тибетской и западной медицины на приготовленную пищу совершенно отличаются.
В тибетской медицине пища рассматривается с точки зрения 6 вкусов, 8 действий и 17 качеств. Основа болезней - это rlung, mkhris и bad kan. Пища связана с организмом с помощью пяти первоэлементов. В тибетской медицине есть понятие теплых и прохладных продуктов и понятие болезней холода и жара. Соответственно теплые продукты полезны при холоде, прохладные – при жаре. В западной медицине такого нет.
В западной медицине смотрят химический состав (витамины, микроэлементы и т.д.) пищи и определяют чего не хватает в организме из этих веществ, так как из этих же веществ состоит и наше тело. В тибетской же учитывают не чего не хватае организму, а насколько хорошо работает желудок, это главное. Если желудок работает плохо, то это уже нездоровое состояние, называемое несварение или ma zhu по-тибетски. Поэтому пища, напитки, лекарства должны быть легко усваиваться, легко перевариваться.
Поэтому в Джуд ши есть целая глава, посвященная питанию как средству поддержания здоровья. Питание выделяется как одно из средств лечения.
Для доктора важно знать виды и свойства пищи. В Тантре Объяснений три главы посвящены свойствам пищи, пищевым запретам и мере питания. Когда мы знаем виды, вкусы и свойства пищи, тогда мы можем понять, как она между собой сочетается, а какие виды пищи не сочетаются между собой.
Одной из причин вспышки коронавируса в Китае является то, что они едят разную пищу, которая может не сочетаться между собой, а это, как говорится в Джуд ши, приводит к заболеваниям. Сначала говорится о вкусе и свойстве пищи. Например, у одуванчика вкус горький, дальше идет вкус после переваривания, действие, свойство.
В главе о пищевых запретах рассказывается, что если есть вместе пищу с такими-то и такими-то вкусами и свойствами, то она не будет сочетаться и это приведет к тому-то и тому-то.
В главе о мере питания говорится, что трудноперевариваемую пищу не нужно есть много, так как это приведет к нарушению пищеварения, а пищу, которая легко переваривается, можно есть больше. И другая подобная информация содержится там, например, сколько вообще есть.
Тибетская диетология очень обширна и подробна. В наше время очень много болезней, возникающих от неправильного питания, но такие болезни проявляются не сразу, а постепенно, когда человек длительное время питается неправильно. Доктор уже говорил, что в настоящее время пища и напитки в основном сладкого вкуса, других вкусов употребляется очень мало и это приводит к болезням.
Это было о питании, дальше у нас идет образ жизни.
При болезнях rlung нужно находится в теплом месте, в компании с приятными больному людьми, друзьями.
При mkhris вести спокойную жизнь в прохладном месте.
При bad kan нужны физические нагрузки и нужно жить в теплом месте.
Это краткие наставления об образе жизни.
В Тантре Объяснений образу жизни посвящены три главы. Одна посвящена повседневному образу жизни, другая сезонному и третья образу жизни в особых обстоятельствах.
Теперь о лекарствах.
Лекарства со сладким, кислым и соленым вкусами и маслянистым, тяжелым и мягким свойствами полезны при rlung.
При mkhris полезны сладкий, горький и вяжущий вкусы и прохладное, жидкое и тупое свойства.
При bad kan – соленый, кислый и жгучий вкусы, острое, грубое и легкое свойства.
Более подробно о вкусах и свойствах рассказывается в Тантре Объяснений. О лекарствах в Тантре Объяснений тоже есть главы. Одна глава посвящена вкусам, вкусам после переваривания, действиям. Как уже было сказано, вкусов у нас 6, действий 8, и лекарства составляют, исходя из этих вкусов и действий. В лекарстве могут сочетаться два, три или больше вкусов, соответственно лекарств огромное количество видов. Лекарства работают благодаря вкусу, вкусу после переваривания и своему действию. Если мы этих принципов не знаем, то мы не сможем делать лекарства. В этом случае мы можем положить несовместимые компоненты и это может приводить к побочным реакциям.
Лекарства делятся на две категории: умиротворяющего и очищающего действия.
Умиротворяющие лекарства приготовляются в десяти формах: отвары, порошки, пилюли, кханда, дегу, зольные лекарства, масляные лекарства, лекарственный чанг, драгоценные пилюли и лекарства из трав.
Очищающих пять видов: назальные лекарства, cлабительные, рвотные, джамци и нируха.
Обычно мы видим тибетские лекарства в виде порошков и пилюль, но лекарственных форм гораздо больше. Умиротворяющие лекарства по действию мягкие. Очищающие лекарства грубого действия. Когда мы принимаем умиротворяющие лекарства, болезнь умиротворяется или утихает на своем месте. Если после применения таких лекарств болезнь не ушла, применяются очищающие, которые выводят болезнь через понос (слабительные), рвоту (рвотные) или через очищение каналов.
При rlung умиротворяющие лекарства - это в первую очередь бульоны и маслянные лекарства, они «нагибают голову» rlung, и, если он ведет куда-то болезнь, то под действием таких лекарств он перестает это делать.
Для mkhris – отвары и порошки, отвары действуют быстро и это необходимо, так как болезни mkhris быстро поднимаются и могут быстро отнять жизнь.
Для bad kan – пилюли и зольные лекарства. Болезни bad kan долгое время накапливаются в организме, например, нарушение пищеварения. Поэтому лекарства нужно давать долго и необходимо, чтобы лекарство долго оставалось в организме, поэтому дают пилюли.
Отвары пьют, порошки высыпают в рот и запивают водой, а пилюли нужно проглатывать. Пилюли специально делают в такой форме, чтобы они долго присутствовали в организме, так как при bad kan лекарство должно долго находится вместе с болезнью в теле, чтобы ее победить. Болезни bad kan в большинстве случаях связаны с желудком и пищеварением.
В настоящее время те пилюли, которые изготовляются фабричным способом, требуют обязательного разжевывания. Их делают с помощью машин, они получаются очень твердые и если их не разжевать, они будут приносить вред вместо пользы. Организм не сможет их переварить, если их не разжевать.
Вообще, тибетская фармакология - это очень обширная тема.
При rlung используются бульоны, костные бульоны, бульоны из «четырех питательных», суп из выдержанной бараньей головы, лечебные масла, масло из мускатного ореха, чесночное масло, масло из «трех плодов», масло из «пяти корней», масло с аконитом.
При mkhris - отвары на основе ma nu, sle tres, tig ta или «трех плодов», порошки на основе ga bur, tsan dan, gur gum и cu gang.
При bad kan – пилюли на основе btsan dug (аконита) или разных солей, зольные составы на основе se bru, da li, rgod ma kha, солей и сong zhi (кальцит).
Очищающие лекарства при rlung - это джамци (три вида), при mkhris – слабительные (четыре вида), при bad kan – рвотные (два вида).
После лекарств идут процедуры. При rlung – кунье и хорме. При mkhris – потение, кровопускание, обливание. При bad kan – компрессы и прижигания.
Если с почтением и усердием придерживаться этих 98 методов лечения, то быстро вызволишь больного из пучины страданий. Это была пятая глава из Тантры Основ Джуд ши, рассказывающая о методах лечения.

Подписка на рассылку

Неверный ввод
Пожалуйста, введите ваше имя!
Пожалуйста, введите корректный адрес.
Неверный ввод

Счетчик посещений

442775
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Прошлая неделя
Этот месяц
Прошлый месяц
Все дни
99
478
2135
438864
8650
12290
442775

Your IP: 3.135.183.89
2024-04-19 10:34

Search