ЧУ-ТАГ: ТИБЕТСКОЕ ИСКУССТВО УРИНОДИАГНОСТИКИ

Патрис Ришар

 

Как выйти за пределы видимого?.. Как раскрыть глубочайшие тайны нашей Вселенной?.. Эти вопросы не дают нам покоя с тех пор, как появилось человечество. Мы всегда пытались понять, в чём тайна жизни и смерти, здоровья и болезней. Уже давно известно, что в выделениях тела — крови, мокроте, рвоте, стуле и, конечно же, моче — может содержаться скрытая информация о нашем организме. Уже много веков назад наши предки знали, что, если исследовать, например, мочу человека, это может многое рассказать о состоянии его здоровья. А потому можно утверждать, что анализ мочи всегда был очень важным методом диагностики.

В тибетской медицине, в частности, в «Тантре объяснений», написанной ещё в XII веке, моча сравнивается с зеркалом, чётко отражающим состояние здоровья. А в западных странах в Средние века исследование мочи называлось «чтением человеческой природы через стекло».

Уроскопия (медицинская практика визуального исследования мочи пациента) как средство общей диагностики была широко распространена на Западе. Этот метод считался настолько важным, что сосуд для сбора мочи до XVII века был символом медицины, и только тогда был заменён на кадуцей. Но, несмотря на всё своё историческое значение, уроскопия постепенно была сведена до уровня ни к чему не обязывающего метода, применяющегося лишь для подтверждения наличия патологий мочеполового тракта.

 

ИСТОРИЯ

Как нам сейчас известно, ещё шумерские врачи признавали, что болезни оказывают влияние на свойства мочи. Об этом стало известно после обнаружения в Ираке написанных не менее 6000 лет назад шумерских и вавилонских глиняных табличек, в которых говорится о медицинском обследовании мочи.

Первое тысячелетие до н.э. было эпохой расцвета царства Шанг Шунг, колыбели религии бон в гималайском нагорье в районе горы Кайлаш. Среди бонпо, последователей традиции бон, сведущих в астрологии и предсказаниях, обследование мочи было широко распространено в качестве практики гадания. 

В VII веке н.э. 33й царь Тибета Сонгцен Гампо (Srong btsan sgam po, 617–698 гг.) завоевал Шанг Шунг, распространив своё политическое влияние на Непал и западный Китай. Шанг Шунг стал частью Тибета, а его к ультура и знания были ассимилированы победителями. Сонгцен Гампо пригласил врачей из Индии (Ваджрадхваджа), Китая (Хэньвэн Хандэ) и Персии (Галенос) в Шанг Шунг для сотрудничества и культурного обмена. Так Тибет усваивал различные аспекты медицинских систем своих соседей. Например, из Китая пришла наука о чтении пульса. Помимо аюрведы и китайских целителей, на сова ригпа также оказала влияние греческая, византийская и арабская медицина. При этом интересно отметить, что анализ мочи как средство общей диагностики не встречается ни в классической аюрведе, ни в классической китайской медицине.

В VIII веке н.э. знаменитый врач Ютог Йонтен Гонпо — старший (708–833 гг.), отец тибетской медицины и основатель медицинской школы «Танадук», составил трактат Джуд Ши («Четыре медицинских тантры»). В это же время на Западе Феофил Протоспафарий, византийский врач при дворе императора Ираклия, опубликовал первый медицинский труд на греческом языке, посвящённый исключительно моче, под названием «Περι Ουρον». В этой работе, переведённой на латынь под названием «De Urinis», описываются цвета, которые можно наблюдать в моче. Феофил также был первым, кто придумал нагревать урину. Именно так появился лабораторный анализ, который сегодня называется методом кристаллизации белков. За все эти заслуги Феофила принято считать основоположником урологии. Его книга оказала огромное влияние на всю средневековую медицину, благодаря чему уроскопия стала одним из наиболее распространённых и эффективных средств диагностики. Её значение было столь велико, что, согласно Иерусалимскому закону 1090 года, врачи, не прошедшие испытание по уроскопии, приговаривались к публичному избиению палками.

В XII веке Ютог Йонтен Гонпо — младший пересмотрел и переписал «Четыре тантры». Эта версия текста используется и поныне. В каждой из книг трактата даётся та или иная информация о моче. В первой Тантре о моче говорится как об одном из трёх выделений тела, впервые упоминается об уроскопии как о методе диагностики, а также приводятся некоторые общие признаки мочи, по которым можно проводить анализ. Во второй Тантре («Тантре объяснений») даётся общая информация о процессах пищеварения и мочеобразования в теле, а также о некоторых признаках мочи, указывающих на патологию (цвет, объём, пар, запах и пузырьки). Метод анализа мочи полностью описан в четвертой, заключительной Тантре.

Ещё один основополагающий текст сова ригпа называется «Способ врачевания царя луны» (Sman dpyad zla ba’i rgyal po) и более известен как просто «Царь луны» или «Сома Радза». Его авторство иногда приписывается знаменитому индийскому мыслителю Нагарджуне. По мнению французского учёного Фернана Мейера3, архаизмы, присутствующие в этом тексте, указывают на то, что он появился даже раньше, чем «Джуд Ши» в его нынешней версии, составленной Ютогом младшим, предположительно, в период между VIII и XII вв. В «Сома Радза» есть пять глав о моче, а также описан стиль гадания по ней, восходящий, вероятно, к традиции Бон. «Царь луны» считается одной из первых известных книг по тибетской медицине, где даются полноценные указания по анализу мочи, а, возможно, и вовсе самой первой. 

Иоанн Актуарий (1275–1328 гг.) из Константинополя считал, что разные слои и компоненты мочи в колбе несут в себе информацию о разных частях тела. Руководствуясь этой идеей, он изменил форму сосуда для сбора мочи в целях получения более точных результатов. Как мы увидим далее, тот же принцип присутствует и в чутаг. Иоанн Актуарий написал «De Urinis libri septem» — обширный трактат о моче и уроскопии, разработал методы анализа осадка в моче, а также был первым, кто предупредил, насколько опасно ставить диагноз на основании одного лишь осмотра мочи.

В 1491 году Йоханнес де Кетам опубликовал «Fasciculus Medicinae» — первый печатный медицинский труд с иллюстрациями. В него были включены шесть различных трактатов по медицине средних веков. Данная инкунабула до сих пор известна благодаря схеме в виде цветного «колеса мочи», на которой изображён двадцать один сосуд для её сбора с пояснениями о цвете и консистенции материала в соотношении с четырьмя гуморами (кровь, слизь, жёлтая и чёрная желчь). Это наглядное пособие долгое время помогало врачам в диагностике на основе анализа мочи. Он был настолько эффективен и прост в использовании, что его применяли не только профессиональные целители, но и врачи шарлатаны, и даже пациенты в качестве средства для самодиагностики. В те времена всё большую популярность приобретали методы кровопускания, и люди стремились избегать врачей, встреча с которыми каждый раз заканчивалась порезами. Одним из популярных способов избежать врачебного вмешательства как раз и было «колесо мочи», которое можно было легко использовать, даже не имея никаких медицинских знаний. 

Позже, в XVII веке, Томас Брайан опубликовал книгу «Пророчица моча, или Некоторые наставления о ночном горшке», в которой уроскопия подверглась жёсткому остракизму, стала синонимом шарлатанства и была дискредитирована на долгие годы вперёд. Затем начал развиваться метод лабораторного анализа мочи, применяемый в основном для диагностики заболеваний мочевыводящих путей. В то же самое время в Тибете регент Пятого Далайламы Деси Сангье Гьяцо основал медицинскую школу «Чагпори» и опубликовал «Вайдурья Онбо» («Гирлянда голубого берилла») — комментарий на «Джуд Ши» и «Сома Радза» и атлас с потрясающими иллюстрациями. В книге есть в том числе и пять иллюстраций, посвящённых чутаг.

 

ЧУ-ТАГ

Тибетский метод анализа мочи называется «чу-таг». Это сокращение от тибетского выражения dri chu la brtag pa, которое буквально означает «исследование мочи». rTsa rGyud или «Тантра основ» — это первая Тантра тибетской медицины, в которой изложены основы науки исцеления. В «Голубом берилле» есть изображения трёх деревьев тибетской медицины. Одно из них представлено в виде корня диагностики, из которого растут три ствола:

  • ствол осмотра,
  • ствол ощупывания,
  • ствол опроса.

От ствола осмотра отходят две ветви, соответствующие осмотру языка и мочи. Факт того, что чутаг представлен на Дереве диагностики, говорит о высокой ценности этого метода.

Основными источниками методологии чутаг являются «Тантра объяснений» и «Сома Радза». В соответствии с ними, перед тем, как сдавать анализ мочи, пациенту необходимо учесть три предварительные рекомендации (нёндро):

  • подходящая диета и поведение накануне анализа;
  • подходящая ёмкость;
  • подходящее время.

Диета накануне анализа

Пейте достаточное, но не чрезмерное количество жидкости. Избегайте питья ночью. Избегайте чрезмерного употребления следующих видов пищи:

  • продуктов с сильно выраженным вкусом (острое, солёное, сладкое и т. д.);
  • слишком жирного и тяжёлого;
  • больших объёмов слишком лёгкого (сырой растительной пищи с низким содержанием белка);
  • чая, кофе, газировок и энергетических напитков;
  • алкоголя.

Образ жизни накануне анализа

При возможности следует:

  • опорожнить мочевой пузырь около полуночи и избегать походов в туалет ночью;
  • прогуляться после ужина для улучшения пищеварения.

Избегайте крайностей в поведении:

  • недостаточного ночного сна;
  • чрезмерного стресса, переутомления, мыслительной активности и беспокойств;
  • половых актов.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПАЦИЕНТА

Для анализа нужно собрать первую утреннюю мочу, скопившуюся после четырёх часов утра, поскольку именно такой материал наиболее полно отражает состояние здоровья пациента, поскольку на него не влияют никакие внешние факторы, помимо сна. В течение дня, предшествующего сбору мочи, пациент должен избегать крайностей в питании и образе жизни, поскольку это может сказаться на свойствах урины.

 

ПОДХОДЯЩАЯ ПОСУДА

Осмотр мочи следует проводить в ёмкости, которая не искажает её цвет. Посуда должна быть белой или прозрачной, глиняной или стальной, но избегайте медной, поскольку медь имеет свойство вступать в реакцию с веществами, содержащимися в моче.

В настоящее время в аптеках всегда можно найти стерильные пластиковые контейнеры для мочи, но они не всегда подходят для чу-таг, поскольку они часто бывают непрозрачными или заклеенными этикеткой, что затрудняет диагностику. Для осмотра мочи со всех сторон больше подходят ёмкости из бесцветного пластика.

 

ПОДХОДЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Как сказано в заключительной Тантре, наиболее подходящий момент для осмотра мочи — на рассвете, когда солнечная и лунная энергии сбалансированы. Но эта рекомендация редко находит применение в нашем современном мире, не вписываясь в привычный для большинства людей распорядок дня.

 

АНАЛИЗ МОЧИ

Чаще всего в чу-таг анализируют девять характеристик в три разных момента времени, что можно изобразить в виде дерева, как это принято в тибетской медицинской традиции.

У этого дерева три главные ветви и девять листьев, соответствующие трём моментам осмотра и девяти исследуемым параметрам. Мочу нужно осматривать трижды: сразу после сбора, когда исчезает пар и когда она полностью остынет.

  1. При анализе только что собранной мочи исследуется её цвет, запах и пузыри. Традиционно для исследования пузырей берутся три палочки и удерживаются так, чтобы их концы были на расстоянии дюйма друг от друга, образуя что-то вроде венчика для взбивания. Затем моча взбалтывается и начинается наблюдение затем, появляются ли пузырьки, какого они размера, где находятся и как себя ведут.
  2. Во время остывания мочи на дне ёмкости будет образовываться осадок, а на поверхности жидкости — пена или маслянистая плёнка.
  3. Затем, когда моча полностью остынет, врач должен обратить внимание на изменения, произошедшие с ней. Следует отметить, когда и как они происходят (от середины к краям посуды или наоборот), а в конце оценить характеристики мочи после всех изменений.
ПАРАМЕТРЫ РАВНОВЕСИЕ ПРОБЛЕМЫ С ЖЕЛЧЬЮ ПРОБЛЕМЫ С ВЕТРОМ ПРОБЛЕМЫ СО СЛИЗЬЮ
Цвет КА ДОГ Светло-жёлтый, прозрачный и белый снизу Тёмно-жёлтый, красноватый Голубоватый, прозрачный и водянистый Белёсый и мутный
Пар ЛАНГ ПА Лёгкий пар. Конденсируется тонким слоем, но посуда при этом не теряет прозрачность На посуде образуется много конденсата. Ёмкость для мочи теряет прозрачность Конденсат несильный, образуется нерегулярно Нет ни пара, ни конденсата
Запах ДРИ MA Типичный запах мочи умеренной силы Запах сильный, острый и неприятный Лёгкий и изменчивый запах Моча без запаха
Пузыри БУ ВА Пузыри образуются в умеренном количестве и имеют нормальный размер и скорость Образуются пузыри среднего и маленького размера, которые очень быстро лопаются Большие пузыри голубоватого цвета, исчезают быстро Маленькие пузырьки, очень долго не исчезают, образуют стабильный липкий слой, как пена или слизь
Осадок КУ Я Осадок выпадает ровно, по всей поверхности жидкости и в нормальном объёме Много осадка, рассеянного в виде хлопьев. Осадок сконцентрирован вверху сосуда: признак жара в лёгких или в сердце; посередине: проблемы с печенью или желудком; на дне: болезнь почек, тонкого или толстого кишечника Осадка немного, и он очень мелкий, напоминающий волоски Осадок очень мелкий, похожий на кончики волос или точки. Если он скапливается на дне и похож на песок, это означает холод в почках, тонком или толстом кишечнике
Плёнка ТРИМА Очень тонкая Толстая и маслянистая Тонкая и неравномерная Плёнка отсутствует или очень тонкая
Длительность изменений ДОГ ДУ 5 минут Быстро. Изменение цвета происходит, когда моча ещё тёплая и выделяет пар Неравномерно Медленно. Изменение цвета происходит, когда моча полностью остывает
Характер изменений ДОК ЦУЛ От краёв к центру Моча становится прозрачной от центра к краю После полного остывания изменения неравномерные, без определённого направления Моча становится прозрачной от краёв к центру
Цвет в конце ЛОГ ДЖЕ Светлее и прозрачнее, чем в тёплой моче Мутно-жёлтый, со взвесью осадка Неравномерно. Некоторые участки прозрачные, другие мутные с голубоватым отблеском Очень ясный, снизу белый и прозрачный. Осадка мало, оседает на дне

 

Вкратце, наука о моче сводится к следующему:

  • Здоровая моча имеет желтоватый, как растопленное масло, цвет и лёгкий запах с небольшим испарением, пузырями и осадком.
  • О проблемах с Желчью (mkhris pa) свидетельствуют следующие характеристики мочи: насыщенный тёмно-жёлтый, вплоть до красноватого, цвет; сильное испарение, от которого ёмкость теряет прозрачность; сильный резкий запах; мелкие пузырьки, которые шипят и быстро исчезают; осадок, скапливающийся кучками в центре посуды.
  • При наличии у пациента проблем с Ветром (rlung) моча чаще всего голубоватая и с большими пузырями.
  • При проблемах со Слизью (bad kan) моча имеет следующие признаки: белёсый цвет; отсутствие пара, запаха и плёнки; пузыри небольшие, устойчивые и похожие на слюну; осадок похож на песок.

 

ВЛИЯНИЕ ДУХОВ

Когда у человека внезапно меняется поведение, это может говорить о негативном влиянии духов. Есть один особый метод чу-таг для диагностики такого рода воздействий. Этот особый анализ очень сложен и глубок, так как мочу нужно наблюдать в состоянии медитации. Прежде всего, нельзя касаться исследуемой мочи во избежание непреднамеренных изменений в ней. Затем тёплую или остывшую мочу нужно наблюдать сверху. Сторона, с которой она была налита в посуду, считается восточным направлением. Относительно неё определяются остальные направления. Нужно представить черепаху, лежащую на спине, с головой, обращённой к югу, на животе которой начерчена диаграмма из девяти квадратов внутри одного наподобие одной из сторон кубика Рубека. Такой квадрат часто используется в астрологии и называется мева. В случае влияния духов моча выглядит однородной, за исключением одного из девяти квадратов, где происходят некоторые изменения — могут внезапно появиться необычные образы, например, пузырьки в виде рыбьих глаз. Затем врач должен определить, где именно произошло это изменение и как оно проявилось, чтобы правильно установить влияние духов, ставшее причиной расстройства. Разумеется, чтобы практиковать анализ мева и видеть эти особые образы, нужно с помощью медитации и практики развивать свои способности к врачеванию и духовному прозрению. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуя мочу по этим девяти параметрам, а также применяя другие ветви дерева диагностики, мы можем оценить состояние трёх nyes pa. То есть, помимо определения патологии пациента, можно выявить нарушение функции жизненных начал.

В сова ригпа чу-таг является вторым по важности средством диагностики после чтения пульса, что может быть наиболее характерной чертой тибетской медицины, так как во многих других системах этот метод обычно не применяется.

Иногда при сочетании анализа мочи и чтения пульса можно получить различные и даже противоречащие друг другу показания. Здесь важно отметить, что чу-таг даёт более точные результаты в диагностике нарушений полых органов, а чтение пульса считается более эффективным при определении болезней плотных.

Тем не менее, как говорил Ютог, если в процессе диагностики у вас возникает путаница, для окончательного заключения нужно считать более весомыми результаты анализа мочи. Но эти слова нужно правильно понимать, иначе последствия могут быть непредсказуемыми. Чутаг не какой-то отдельный и независимый метод, а лишь одна из ветвей дерева диагностики. Этот совет позволяет нам извлечь уроки из опыта прошлых поколений.

Западная уроскопия утратила своё значение вследствие неправильного применения и злоупотреблений, и вместо неё сейчас применяются инструментальные методы анализа. Однако тот факт, что западные врачи, в основном, отказываются от практики уроскопии, не означает, что эта методика диагностики менее эффективна или вовсе не может принести пользы. Крайне важно продолжать изучать и практиковать чу-таг, не забывая при этом, что он является значимой частью самобытной традиционной тибетской медицины. Более того, этот метод может работать не только в рамках сова ригпа, существует реальная возможность адаптировать чу-таг и под нужды современного мира.

Со времён древней духовной системы врачевания в Шанг Шунге тибетская медицина испытывала влияние ведущих врачебных практик своего времени. Следовательно, для неё совершенно естественно быть интегративной системой. Теперь настало время и для сова ригпа, в свою очередь, поделиться с западной медициной своими лучшими достижениями, такими как чу-таг, чтобы исполнилось знаменитое благопожелание Ютога: «Желаю, чтобы тибетская медицина распространялась бесконечно, подобно небу, на благо всех живых существ»

 

БИОГРАФИЯ АВТОРА

Вырос в семье французских кузнецов. Его всегда интересовали древние культуры, и именно в этой области он состоялся как специалист. Патрис учился у доктора Ниды с 2008 года. После учебной поездки в Тибет в 2011 году он адаптировал тибетский метод прижигания металлическими моксами (телме), производством которых он сейчас занимается вместе со своими родителями. В 2016 году Патрис опубликовал «Тибетское искусство анализа мочи» — свою первую книгу на французском языке. В настоящее время доктор Ришар практикует и преподаёт сова ригпа, специализируясь на диагностике по моче, и охотно делится этим древним и глубоким знанием с другими, выступая на научных конференциях.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Дж. А. Армстронг, кафедра физиологии и биофизики, Джорджтаунский университет, округ Колумбия, США. “Urinalysis in Western culture: A brief history” («Анализ мочи в западной культуре: краткая история»), журнал “Kidney international” (2007) 71, 384–387.
  2. Дарлин Бергер, журнал “Medical Laboratory Observer” (1999). ”A brief history of medical diagnosis and the birth of the clinical laboratory Part 1 - Ancient times through the 19th century” («Краткая история медицинской диагностики и возникновение клинических лабораторий. Часть 1: со времён древности до XIX века»).
  3. В “La Médecine Tibétaine Gso-Ba Rig-Pa”. Париж: CNRS EDITIONS, 2007

 

Подписка на рассылку

Неверный ввод
Пожалуйста, введите ваше имя!
Пожалуйста, введите корректный адрес.
Неверный ввод

Счетчик посещений

445114
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Прошлая неделя
Этот месяц
Прошлый месяц
Все дни
115
534
1268
440640
10989
12290
445114

Your IP: 13.58.150.59
2024-04-24 04:35

Search