ИСКУССТВО ДИАГНОСТИКИ: ПРАКТИКА ВОСПРИЯТИЯ И СОСТРАДАНИЯ

Доктор Нашалла Г. Ньинда

 

Постановка диагноза по принципам тибетской медицины — это разновидность искусства, в основе которого лежит сочетание обучения, взаимодействия с элементами и восприятия. Развитие взаимодействия на углублённом уровне, применение принципов психологии в отношениях между врачом и пациентом даёт наилучший результат в определении симптомов, причин заболевания и обстоятельств, вызвавших нарушение равновесия. Для постановки более точного диагноза между врачом и пациентом должны возникнуть доверительные отношения. Это открывает врата для чистого восприятия симптомов, а также связанных с ними телесных, психических и духовных аспектов. Духовный обмен между врачом и пациентом имеет гораздо большее значение, чем принято считать в западной модели медицины. Те, кто изучает методы диагностики по тибетской системе, учатся ставить диагноз с помощью чувств, основой чего является беспристрастное сострадание, которое помогает при любой методике лечения.

Искусство детально проводить осмотр, выстраивать диалог при опросе пациента, исследование естественных составляющих тела и трёх nyes pa (жизненных начал) — наиболее важные навыки для врача в тибетской системе. Умение уверенно разбираться во всех нюансах сложной системы приходит лишь с опытом. Если проводить диагностику без непредвзятой любви к пациенту и намерения излечить его, теряется жизненно важная часть процесса диагностики и лечения. Чем больше сострадания проявляет врач и чем чаще он практикует его, тем сильнее становится его восприимчивость к симптомам пациента на уровне тонкой энергии. В таком сострадании нет ожидания, нет эго, которое окрашивает диагностику понятиями о «правильности» и «благости». Оно появляется благодаря знанию взаимозависимой природы явлений, воплощённых в образе человека.

Для выполнения тридцати восьми методов диагностики в тибетской медицине нужна как точность, так и тонкость восприятия. Давая пациенту духовное руководство, искусство диагностики осуществляется через сплетение воедино множества слоёв переживаний и патологии пациента, как об этом говорится в Тантре основ.

Важность этого нельзя недооценивать, так как каждый человек обладает свойственным лишь ему внутренним микрокосмосом, выраженным в определённой комбинации элементов тела, разума и духа. На внешний микрокосмос влияют рацион питания, поведение, времена года, климат, гены и жизненный путь. Из этих аспектов складываются взаимоотношения индивида с его внутренним миром и с характерным именно для него гомеостазом.

Совершенно неприемлемо применять знания диагностики, просто поставив галочки напротив 38 пунктов анализа мочи, пульса, опроса и исследования физических симптомов. Врач должен быть полностью вовлечён в поток мыслей пациента, слушать его историю, смотреть, во что воплощается его жизненный опыт и что причиняет ему дискомфорт, который он может даже не осознавать. Эти вещи принципиальны при проведении диагностики и должны выполняться без предвзятости, без суждений и предположений о том, что симптом А провоцирует симптом Б. Постановка диагноза сродни духовным переживаниям, поэтому к диагностике нужно относиться, как к духовной практике

Часто пациенты приходят к врачу, испытывая разные чувства и строя догадки о том, что представляет собой консультация с тибетским доктором. Некоторые пациенты открыты и готовы выложить вам всё о себе. Из других информацию нужно извлекать, помогать им понять смысл назначаемого лечения, связать воедино теории, имеющие отношение к их лечению, показывая всё наглядно, чтобы у пациентов появилась вера в систему. Обычно люди приходят к тибетскому врачу, когда разочаровываются во всех других западных и альтернативных системах, после чего утомляются и порой сдаются, замыкаясь в себе, получив неоднозначный опыт, но так и не получив помощи. У некоторых могут возникать сомнения и недоверие к врачам после того, как они уже прошли долгий путь лечения, от которого было мало толку. Такие люди, естественно, будут сдерживаться, задаваясь вопросом, стоит ли им вкладываться в систему и доверять врачу. Другие, наоборот, дают слишком много информации, рассказывая длинные истории, из-за чего бывает сложно понять, в чём главная причина недуга. В обоих случаях присутствие врача и его действия, в соответствии с главой о поведении врача, являются наиболее важным фактором для выстраивания доверительных отношений с пациентом, необходимых для установления с ним благоприятной кармической связи. 

Великий врач, 5-й Пора Тулку, Палтул Ринпоче, много раз демонстрировал мне свои диагностические способности, которые выходили далеко за пределы возможностей обычного доктора. Изучая симптомы, он говорил мне: «Ты не сможешь поставить правильный диагноз, если не будешь воплощением Будды Медицины». Сначала я отнекивалась, говоря, что я всего лишь обычный человек без всяких достоинств, не способный быть воплощением великого целителя Менпа. Он ответил очень просто и твёрдо: «Тогда ты никогда не станешь врачом — занимайся практикой и помогай другим, либо прекрати свою учёбу и забудь обо всём, что слышала тут». Он убеждал всех в том, что суть работы врача заключается в порождении правильной мотивации и сострадания.

Мне потребовалось много лет практики, чтобы понять, о чём он говорил. Со временем я поняла, насколько важен духовный подход в диагностике. Я часто видела, как он подробно расспрашивал пациентов о каких-то вещах из их детства или о семье, и впоследствии эта информация проливала свет на причины их болезни или на кармические факторы, препятствующие излечению. Для постановки таких удивительных диагнозов он часто использовал семь «чудесных» пульсов. Он часто говорил мне, что создание хорошей кармической связи с человеком и духовное общение с пациентом начинается с диагностики, и эта связь остаётся даже после того, как пациент покидает больницу. А другой мой учитель говорил, что, если вы хотите по-настоящему хорошо научиться читать пульс, развить прямое восприятие и интуицию, вам нужно выполнить полный ретрит согласно системе Ютог Ньинтиг. О такой связи между практикой в ретрите и способностью более тонкого распознавания симптомов при постановке диагноза подробно говорится во многих комментариях тибетской медицины.

Хотя сама я родилась на Западе и обладаю западным мышлением, у меня есть опыт работы в области тибетской медицины как в Америке, так и в Азии. За десятилетия практики я обнаружила, что искусство опроса и восприятия в современной медицине в значительной степени утрачено. И в то же время я убеждена, что в тибетской системе опрос и способность прямого восприятия сохранились в своём первозданном виде именно благодаря духовной практике.

Врачи в моей родной стране становятся всё более занятыми из-за нехватки времени, необходимости составлять медицинские карты и слишком большого количества пациентов, принимаемых в течение дня. В таких условиях трудно найти время для развития отношений между врачом и пациентом. А без установления духовной связи трудно попасть в область тонкого диагностирования. Тем не менее, в Азии мне приходилось наблюдать, как мои учителя принимали гораздо больше пациентов за один день, чем современный семейный врач в США, но при этом точность диагностики оставалась на удивительно высоком уровне.

Как же тогда можно было бы перейти от нынешней «быстрой» диагностики к былым принципам медленного понимания, вникая в мелочи и вглядываясь глубоко в сердце, ум и переживания пациента? Как можно видеть в системе «тело-разум-дух» нечто большее, чем просто набор видимых и отслеживаемых признаков патологии? Такую сортировку потребностей человека должен делать каждый хороший врач, независимо от своего происхождения. Ключом к этому является основа, позволяющая развивать вовлечность и сострадание. 

В традиции тибетской медицины практикующие сова ригпа врачи начинают свой день в больнице с молитвы, пожелания принести наибольшую пользу всем живым существам. Когда у них есть возможность, они не торопятся и выслушивают длинные истории пациентов, беря их за основу для постановки диагноза. Это не значит, что продвинутые мастера медицины не умеют с молниеносной скоростью применять методы диагностики — они могут. Лучшие из врачей обладают даром точно ставить диагноз, обходясь всего лишь прощупыванием пульса, осмотром мочи, парой вопросов и проверкой ключевых точек тела — отчасти благодаря силе их личных отношений с Буддой Медицины.

Именно это позволяет им развить более утончённое, точное и чистое восприятие.

Чем больше вы выполните практик мудрости, стадий зарождения и завершения Будды Медицины и начитаете другие лечебные мантры, тем больше у вас разовьётся интуиция и тонкость восприятия и тем лучше вас будут направлять божества из измерений врачевания. Умение усмирять беспокойство пациентов, вызывать у них доверие, а также давать точные рекомендации относительно диеты и образа жизни основано на умении ставить точный и надёжный диагноз.

Когда пациент чувствует, что его видят, слышат и понимают, у него появляется стимул в точности следовать системе и брать на себя ответственность. Я часто говорю своим пациентам: «Вы должны активно принимать участие в процессе своего исцеления». Крайне важно знать, что врачи сильно повышают уровень доверия к себе, когда ставят точный диагноз и дают однозначную информацию. Вера — это часть кармической связи между пациентом и врачом. Не слепая вера во врача как в некоего «целителя», а вера в систему, которая безупречна и истинна, поскольку основана на пяти элементах и трёх жизненных началах. Когда врач ставит точный диагноз и объясняет, какова роль самого пациента в том, здоров он или болен, доверие к доктору естественным образом возрастает. Это также означает, что открытое сердце врача и его чистое восприятие потенциально могут открыть пациенту правду о нём, которая ранее могла быть скрыта или сложна для его восприятия на духовном, эмоциональном или ментальном уровнях. 

Участие с открытым сердцем можно развивать с помощью различных буддийских практик. Сострадание — это не только целительная сила, оно также способствует развитию способности к восприятию. Лучшие из врачей не просто открывают глаза и уши — они открывают свои сердца. И когда пациенты рассказывают им историю своей болезни, они поддерживают тонкое осознание как всех элементов, участвующих в игре, так и духовных аспектов, проявляющихся на эмоциональном уровне, которые даже сами пациенты, возможно, ещё не выразили или не осознали.

Существует множество историй об известных и чудесных менпа, которые щупают пульс, сохраняя полное присутствие, и пациент чувствует, будто врач вошёл в его душу и смог увидеть в ней то, что не увидит никто другой. Степень точности диагностики при таких взаимоотношениях между врачом и пациентом всецело зависит от врача, который в своём восприятии ощущает элементы пациента и системы органов, чувствуя их кончиками пальцев. Когда поддерживается такой уровень присутствия и врач даёт себе достаточно времени для наблюдения за основополагающей природой человека, сочетая это с умением грамотно проводить опрос, это даёт пациенту время и пространство, чтобы расслабиться и раскрыться. Многие, понимая, что их видят насквозь, чувствуют свою уязвимость и нарушение их приватности, к которой они, возможно, очень трепетно относились. Но если в вас пробуждается искренняя любовь и забота, будто вы сам Будда Медицины, то появляется подлинное сострадание. Это очень успокаивает пациентов. Глубину сострадания в действии можно развить с помощью практики Будды Медицины и других практик сострадания и мудрости.

Для того, чтобы диагност мог развить в себе чистое восприятие, он должен сначала заложить прочную основу, изучив Тантру основ и Тантру объяснений. После того, как врач полностью усвоит основы диагностики элементов, признаков и симптомов, применяя их при повседневном осмотре пациентов, далее необходимо развивать духовные аспекты диагностики. Конечно же, основой благо-приятных кармических отношений с теми, кого мы лечим, является развитие мотивации приносить пользу всем существам без исключения. После этого нужно практиковаться в ретритах, заниматься практикой стадии зарождения Будды Медицины, начитывать лечебные мантры и выполнять практики, преумножающие мудрость и развивающие способность врачевания. Духовное самосовершенствование развивает ваше восприятие, позволяющее формировать связи и обретать прозрение как в отношении 38 основных методов диагностики, так и в вещах духовной природы. Только благодаря сочетанию такой мудрости с действием, основанным на непредвзятом сострадании и присутствии, у вас реально может начать развиваться настоящая способность к диагностике.

Этими прозрениями, мудростью и наставлениями я обязана исключительно моим учителям, которые, в свою очередь, получили всё это от своих наставников. Я делюсь своим опытом развития чистого восприятия в диагностике только из глубокого почтения к их драгоценным дарам и учениям. У меня нет никаких духовных достижений — я всего лишь продолжаю совершенствоваться, следуя этим советам. Я пишу в надежде, что это поможет тем, кто учится, следуя непрерывной линии передачи мудрости и развивая чистое видение согласно принципам тибетской медицины. 

БИОГРАФИЯ АВТОРА

Менпа, доктор тибетской медицины. Начала изучать тибетскую медицину в 1999 г., а разрешение на медицинскую практику получила в 2004 г. Её основной учитель — достопочтенный Трангу Ринпоче — благословил её завершить медицинское образование в Дарджилинге, Индия. Затем Нашалла получила степень менпа в Цинхайском колледже тибетской медицины в Тибете и в Институте тибетской медицины «Шанг Шунг» в США в 2009 году. В Университете Наропы она получила степень бакалавра междисциплинарных исследований со специализацией в области медицинских систем Азии и буддийской психологии. Нашалла обучает тибетской медицине и техникам медитации тибетских и западных студентов, а также практикующих врачей по всему миру. В настоящее время она работает ассистентом в Университете Наропы и директором Клиники тибетской и холистической медицины в Боулдере, Колорадо, США.Colorado USA.

Подписка на рассылку

Неверный ввод
Пожалуйста, введите ваше имя!
Пожалуйста, введите корректный адрес.
Неверный ввод

Счетчик посещений

445248
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Прошлая неделя
Этот месяц
Прошлый месяц
Все дни
249
534
1402
440640
11123
12290
445248

Your IP: 18.218.129.100
2024-04-24 07:52

Search