Что касается очищения таких препятствий, как телесные недомогания и болезни, то здесь имеется пять моментов:
• место пребывания болезни,
• причина проявления болезни,
• способствующие этому обстоятельства,
• созревание болезни и
• способ ее излечения.
Первое: болезнь скрыто пребывает во всеобщей основе, в устройстве каналов и как врожденные склонности.
Второе: она проявляется вследствие неблагой кармы, накопленной из-за неведения и привязанности к своему «я».
Третье: пробуждают болезнь клеши, рассудочное мышление, ветры, а также боги и демоны.
Четвертое: следствие созревания - четыреста четыре вида болезней, среди которых болезни жара и холода, болезни бекен (слизи), различные боли и опухоли.
Если быть кратким, то главная причина - болезнь вместе-рожденного неведения, а главное обстоятельство - болезнь неведения, обусловленного представлениями.
Пять составляющих болезни
Во всякой болезни присутствуют такие пять составляющих:
• скрытая основа, неблагая карма как причина,
• клеши как обстоятельства,
• рассудочное мышление как связующее звено,
• ветер как завершающий, всё объединяющий элемент, а
• боги и демоны как элемент поддерживающий.
Например, если проявляется болезнь «холода», то
• ее причина - врожденная склонность к желанию, присутствующая во всеобщей основе, а
• пробуждает эту болезнь обстоятельство - сильное желание.
• Связующий элемент - это мысль: «Я болен! Я ослаб! Что мне делать, если станет еще хуже?»
• Вследствие этого нарушается работа «нисходящего ветра»,
• что лишает тебя защиты от злых духов женского рода.
Сходным образом,
• семя гнева как причина
• пробуждается обстоятельством сильного гнева и
• связующим элементом рассудочного мышления.
• Всё это приводит к расстройству «ветра, распределяющего огонь»,
• что лишает тебя защиты от злых духов мужского рода,
а следствием становится болезнь жара.
• Семя неведения как причина
• пробуждается обстоятельством сильного проявления неведения и
• связующим элементом рассудочного мышления.
• Это вызывает расстройство «равнопребывающего ветра»,
• что лишает тебя защиты от злых «духов земли»,
а следствием становятся болезни бекен (слизи).
• Семя зависти как причина
• пробуждается обстоятельством сильной зависти
• и связующим элементом рассудочного мышления.
• Это вызывает расстройство «ветра, поддерживающего жизнь»,
• что лишает тебя защиты от класса цен,
вследствие чего возникают недуги, связанные с болями.
• Семя гордости как причина
• пробуждается обстоятельством сильного самодовольства
• и связующим элементом рассудочного мышления.
• Это вызывает расстройство «всепроникающего ветра»,
• что лишает тебя защиты от класса гялпо,
вследствие чего возникают болезни опухолей.
• Поскольку причина - неведение, для излечения от болезней следует распознать вместерожденную мудрость.
• Поскольку условие - клеши, следует упрочить внимание в равности.
• Поскольку связующее звено - рассудочное мышление, следует отсечь узы мыслей.
• Поскольку всё собирает и завершает ветер, следует сосредоточиться на ветре как на ключевом моменте.
• Поддержка - это боги и демоны, поэтому следует отвергнуть понятие «демон». Сделав так, ты освободишься от всех видов болезней.
(Пятое) Способ излечения
Чтобы излечить суть болезни, нужно знать о трех моментах:
• лучше всего предоставить ей самоосвободиться;
• следующий способ - отказаться от относительных вещей в ритуалах изгнания духов и медитации;
• последний - применить для лечения визуализацию.
В первом случае:
• Не принимай ни единой дозы лекарства.
• Не произноси ни единого звука молитв ритуала исцеления.
• Не считай болезнь ни пороком, ни достоинством.
• Оставь ум в спонтанном и естественном состоянии.
• Полностью предоставь ему пребывать в свободном от мыслей естественном состоянии простоты.
Благодаря этому пресекается поток рассудочного мышления, возникает свободная от мыслей пробужденность и болезнь устраняется. Болезнь и мысль освобождаются одновременно.
Иначе говоря,
• в качестве подготовки не гонись за болезнью,
• в качестве главной части не усугубляй болезнь, а
• в завершение не привязывайся к ощущению себя больным.
Благодаря этому избавишься от старой болезни и оградишь себя от новых.
Во втором случае, где дело касается изгнания и медитации, есть три части:
• преобразование напастей,
• прямое отсечение и
• уравнивание.
В первой части относись к болезни с благодарностью, постоянно возвращаясь к мысли: «Как прекрасно, что благодаря тебе, болезнь, я могу отсечь представления о демонах!» Пусть ум твой будет радостен. Ешь то, что вредит болезни и поступай ей наперекор.
Затем съешь свежего «твердого благовония», еще теплого, но уже без пара. Выпей теплого, дымящегося «жидкого благовония». Благодаря созерцанию праны болезнь верхней части тела выходит наружу с рвотой, а болезнь нижней части выходит через кишечник. Такой процесс изгнания болезни есть лекарство отсечения.
Что касается второй части, прямого отсечения, сделай безмятежное лицо и перестань ныть. Мысленно отсеки прямо все тревоги, надежды и страхи, выражающиеся в таких мыслях: «Что мне делать, ведь я так болен и слаб, а вдруг я умру?» Полностью презрев все эти тревоги, отбрось их подальше.
Третья часть, уравнивание. Как только несчастья возникнут, следует использовать их как путь. Проясни осознанность и напомни себе о духовной практике. Не медитируй, визуализируя какое-то средство от болезни, и не применяй никакого ритуала исцеления и медицинского лечения, а вглядись в того, кто чувствует себя больным! Благодаря пребыванию в таком непрерывном состоянии, переживание, возникая, исчезает само собой, а когда происходит реализация, она возникает как способность пустоты познавать. По крайней мере, тебе не придется страдать от мысли, что ты болен.
В третьем случае: что касается метода визуализации, зароди бодхичитту, прими позу со скрещенными ногами и представь, что ты йидам.
• В своем сердечном центре представь синий ХУМ размером с ячменное зерно.
• Если речь идет о болезни сердца, представляй, что из ХУМ в сердечном центре выходит белый ХУМ размером с ячменное зерно и кружит по верхней части твоего туловища. Он полностью вытягивает все болезни, как магнит собирает иголки. Выйдя через макушку, он исчезает в пространстве. Представляя это, подтягивай ветры вверх.
• Если речь идет о «болезни холода», представляй, что из ХУМ в сердечном центре выходит красный ХУМ размером с ячменное зерно и кружит по нижней части твоего тела. Представляй, что, выйдя через нижнее отверстие, он исчезает в центре земли.
• Если страдаешь болезнью рук и ног, например, нарывами или опухолями, представляй в месте, где гнездится болезнь, черный ХУМ. Представляй, что он собирает всю болезнь и выводит ее через нарыв или через кончики пальцев.
• При болезнях, диагноз которых неизвестен, представляй, что из ХУМ в сердечном центре выходит синий ХУМ. Он собирает всю болезнь по всему телу и исчезает в воздухе, выходя через ту ноздрю, через которую происходит выдох.
Вообще же, когда ты пребываешь в равности, твой ум должен полностью превратиться в сущность состояния немышления. Нужно отбросить подальше все заботы и освободиться от сомнения и неуверенности в том, что изгоняешь или представляешь. То, что ты представляешь, и твой ум должны стать одним целым. Важно опираться на эти три момента и сосредоточиваться на них.
Как устранять мысленные препятствия, которые таят в себе мысли о богах и демонах
А вот как нужно устранять мысленные препятствия, которые таят в себе мысли о богах и демонах. Если у тебя часто бывают переживания - следствия связи между строением каналов и изменением потока мыслей, на тебя будут нападать иллюзорные проявления так называемых демонических сил и сомнения. Когда возникнут мысли, полные страха и ужаса, быстро приметь их и привнеси в путь. Если ты позволишь им безудержно возрастать или подпадешь под их влияние, они станут препятствием для твоей практики.
К тому же, если ты не станешь использовать любое препятствие, высокое или низкое, как путь, оно приобретет удвоенную силу и помешает твоей практике. Очень важно использовать препятствия как путь.
По существу, пересечь опасное ущелье своего мышления - значит объединить препятствия с путем. Восприятие злых сил и иллюзорных проявлений происходит в твоем собственном заблуждающемся уме. Безусловно, вне тебя нет никаких «богов» или «демонов». В тот самый миг, когда воспринимаешь злые силы и иллюзорные проявления, примени главную суть понимания - то, что они не обладают никаким истинным бытием, так как не рождены, не пребывают и не исчезают.
Всякий раз, как на тебя нападает магическое проявление, прими позу йоги, устремив на него взор, и вглядись в его сущность. Тогда мышление станет способностью пустоты познавать.
Как только твое мышление превратится в способность пустоты познавать, у тебя появится отважная уверенность, которая полностью отсекает страх.
Даже если тебя окружит воинство Мары, враги не тронут и волоска на твоем теле и не смогут причинить никаких помех. Храни уверенность в себе, думая так: «Препятствия не могут нанести мне вреда!» Если же трусливо думать: «А вдруг мне встретятся какие-то препятствия!», то это верное средство пригласить демонов.
Все воспринимаемые тобой боги и демоны - это просто твои собственные мысли, которые обрели форму. Не считай, что [вне твоего ума] существует хотя бы атом бытия. Пресеки поток рассудочного мышления! Отдай свои скандхи, как пиршественное подношение! Отдай свое тело на съедение! Отбрось привязанность к своему «я»! Примени главную суть наставлений и практикуй!
Как устранить препятствия внезапных осквернений
Теперь, что касается того, как устранить препятствия внезапных осквернений (sgrib): ты можешь осквернить себя, общаясь или разделив пищу с людьми, которые нарушили свои самаи, свои обеты, совершили дурные дела; можешь осквернить себя, встретив прокаженного или человека, у которого только что умер супруг, или людей, ум которых одержим демонами; а также пребывая в доме, где царят дурные поступки, демоны, вражда или нравственная нечистота. Ты можешь осквернить себя пищей, добытой в результате вражды, нравственной нечистоты или дурных дел.
После этого ты начинаешь болеть, твое самадхи ослабевает, а охранители Дхармы проявляют недовольство.
• Знак того, что твои самаи и обеты подорваны, - увидеть во сне, что ты падаешь или спускаешься вниз с горы.
• Осквернив себя от спутников, ты видишь во сне, что тебя пачкают грязные люди.
• Осквернив себя из-за пребывания в дурном месте, ты видишь во сне, что заходишь в грязное помещение.
• Осквернив себя через пишу, ты видишь во сне, что ешь грязь.
Лучший способ избавиться от этого –
• с помощью посвящения и садханы,
• следующий - с помощью мантр-дхарани,
• а третий способ - совершив очистительные ритуалы.
Всеми средствами старайся устранить загрязнение.