ИСКУССТВО ДИАГНОСТИКИ

Интервью с доктором Нидой Ченагцанг

 

Общеизвестно, что своевременный и точный диагноз очень важен при лечении пациента. Без правильного диагноза окончательное выздоровление невозможно. А чем уникален процесс диагностики в сова ригпа?

В сова ригпа используются очень естественные и проверенные методы диагностики. Они делятся на три основные части: осмотр, ощупывание и опрос. При осмотре мы изучаем анализы пациента, а также пять органов чувств, кожу, особенности тела и так далее. Конечно, пять органов чувств дают нам информацию не только об их нарушениях, поскольку все они связаны с внутренними органами. То есть через органы чувств мы можем считывать информацию о внутреннем состоянии человека. Например, мы можем получить информацию о работе сердца пациента, осмотрев его язык, о состоянии печени — через глаза, о состоянии почек — через уши и так далее.

Кроме того, традиция сова ригпа отличается особым подходом к анализу мочи. Наша кровь содержит почти всю информацию о нашем теле, а затем, после фильтрации, кровь выходит в виде мочи; поэтому моча содержит важную информацию о внутреннем мире нашего тела.

Особенно много информации моча может дать о полых органах — мочевом и желчном пузырях, желудке, тонком и толстом кишечнике. Вот почему моча так важна. Этот метод очень практичен, быстр и прост в применении. 

Далее мы осматриваем кал. Чтобы убедиться, что стул нормальный, мы проверяем цвет, а также наличие крови или гноя. И точно так же мы изучаем пот, менструальные выделения, мокроту и т.д. Всё это имеет отношение к осмотру.

А что вы можете сказать об «ощупывании»? Тибетская пульсовая диагностика довольно известна в мире!

Да, вторая часть — это пальпация, когда мы с помощью пальцев ощупываем уязвимые участки тела пациента. Сюда же относится простукивание.

При «ощупывании» мы проверяем точки, связанные с теми или иными органами, и их чувствительность. Мы анализируем их реакции, температуру, имеются ли в них припухлости, сухость, шершавость или затвердения. Для этого существует много разных способов.

Самым известным видом «ощупывания» является «чтение» пульса. Чтение пульса применяется во всех медицинских системах Азии — в китайской медицине, аюрведе и так далее. В сова ригпа оно тоже очень важно, особенно при анализе состояния плотных органов — сердца, лёгких, печени, селезёнки и почек.

В тибетской медицине мы называем это «цачу», то есть сочетание диагностики по пульсу и моче. Оно считается наиболее важной частью диагностики, поскольку при считывании пульса вы получаете, в основном, информацию о плотных органах, при осмотре мочи — о полых органах. Каждый из этих способов диагностики может дать информацию только об одном типе органов, но если вы изучите и пульс, и мочу, вы получите более полную картину состояния пациента. И такой подход характерен только для сова ригпа.

А как составляется история болезни пациента?

Третья часть процесса диагностики в сова ригпа посвящена опросу, то есть беседе с пациентом. И этот метод, в свою очередь, тоже состоит из трёх разделов. Во-первых, нужно выяснить причину. Во-вторых, нужно изучить признаки и симптомы, то есть понять, как проявляет себя болезнь. В-третьих, мы изучаем реакции. Когда пациент болеет, вы смотрите, как на него действуют, к примеру, физические упражнения: как больной себя чувствует при занятиях спортом — хуже или лучше? Или если поменять ему рацион питания, будут ли позитивные или негативные изменения в его состоянии? Это называется реакция. Реакция может быть положительной, отрицательной или же отсутствовать. Так что, если есть положительная реакция на горячую пищу, то, скорее всего, мы имеем дело с болезнью холода. А положительная реакция на холодную пищу говорит, соответственно, о болезни жара.

Таким образом можно проверить реакцию пациента на изменение рациона питания, образа жизни, на различные лекарства и методы лечения. У разных заболеваний могут быть разные симптомы. Поэтому важно не торопиться и задавать пациенту вопросы, даже если на это уйдёт много времени. И тогда можно будет поставить окончательный диагноз.

После того, как вы поставили основной диагноз, можно начинать лечение. Когда вы назначаете больному лечение, меняете его диету или образ жизни, подождите одну или две недели, чтобы увидеть, как это отразится на нём. Если состояние пациента не улучшается, можно провести повторное лечение. Вот почему изменение диеты и образа жизни — это не только лечение, но и способ диагностики. Тот же принцип применим и при назначении внешних процедур, таких как прижигание, хорме, массаж и т. д. В этих случаях можно увидеть реакцию организма на лечение. Если пациент реагирует на процедуру очень хорошо, это значит, что ваш диагноз был верным. если положительной реакции нет, имеет смысл пересмотреть поставленный диагноз. 

Если у вас большой опыт в диагностике, то вам будет проще поставить правильный диагноз и назначить эффективное лечение — вы будете знать, какая диета больше подходит пациенту, какой образ жизни, какие лекарства и методы лечения ему назначать. Именно такой подход можно будет назвать целостным.

То есть нет такого метода диагностики, который можно было бы использовать, не прибегая к другим?

Ну, если вы очень опытны и действительно хорошо умеете исследовать пульс и мочу, то почему бы и нет. Главное здесь — опыт доктора.

Вот почему в сова ригпа врачам необходим серьёзный стаж с большим количеством разных пациентов. Порой мы пытаемся делать сразу много вещей: читать пульс, ощупывать, осматривать мочу, исследовать органы чувств и так далее. Но это лишь путает и сбивает с толку — из-за того, что мы заблудились в теории.

Поэтому в самом начале вашей практики лучше постараться получить общее представление о процессе диагностики и стараться воспринимать всё проще. А когда вы уже ощутите в себе уверенность, можете сделать ещё один шаг вперёд, чтобы быть готовыми к чему-то новому.

А если мы не уверены в нашем диагнозе, не лучше ли сначала попытаться изменить диету и образ жизни?

Если вы действительно не уверены, можно попробовать порекомендовать какие-то изменения в диете и образе жизни или выполнить простую неинвазивную процедуру.

Видимо, трудно ввести какие-то стандарты диагностики в тибетской медицине — ведь многое зависит от диагностического опыта каждого конкретного врача. Как, по Вашему мнению, можно было бы стандартизировать принципы диагностики сова ригпа?

Я считаю, что нужно писать и издавать больше книг и проводить больше семинаров о том, как обучать новые поколения врачей читать пульс и распознавать симптомы. Но вообще мне трудно сказать, есть ли смысл в стандартизации сова ригпа. У нас может быть некая стандартизированная основа, но нельзя говорить, что существует только один верный стандарт, который должен быть эталоном, и все должны следовать только одной системе, считая этот путь единственно верным. Когда вы научились ставить диагноз и назначать лечение, дальше начинается искусство. И если вы стали художником, вы сами даёте ему направление. Западная медицина опирается на научный метод, где всё должно быть доказуемым, измеримым и основываться на стандартах. Но в сова ригпа нельзя всё просто измерить и стандартизировать, потому что, помимо формального знания, в ней присутствует и духовный аспект.

То есть именно здесь в игру вступает интуиция?

Конечно, здесь мы имеем дело с интуицией, воображением и другими подобными вещами. Есть множество историй о том, как тибетские врачи изучали у пациентов пульс и мочу, находили что-то странное и отправляли их в больницу, где предполагаемая патология подтверждалась. 

Считаю, что здесь будет разумным принцип сотрудничества. Я не говорю, что измерять параметры или следовать медицинским алгоритмам неправильно. Я имею в виду, что мы не можем всё измерить и привести к единому стандарту. Это лишь один из способов диагностики. Но вы не сможете точно определить или посчитать такие вещи, как интуиция, воображение или чтото ещё, например, ощущение энергии, здравое суждение или любовь. Но из этого не следует, что все эти вещи неверны или неприменимы. Разумеется, многие из них тоже работают. Вот почему следует принимать во внимание обе стороны диагностического процесса.

Если вы спросите меня, что я думаю о современной диагностике, то отчасти я её признаю, но не верю при этом, что всё можно измерить и стандартизировать. Лучше всего будет, если разные врачи смогут сотрудничать друг с другом.

Что вы думаете о машинах для чтения пульса?

Понимаете, в процессе чтения пульса задействуются человеческое сознание, интуиция, воображение, ощущения и т. д. А машины просто измеряют силу пульсации — высокая она или низкая; частоту сердцебиения — больше 90 ударов в минуту или меньше 60. Но кроме этих показателей здесь больше ничего нет. Эти машины могут дать нам не более, чем определённый уровень точности данных— скажем, 30, 40 или даже 50 %. Но я не слишком полагаюсь на них. Ведь здесь мы имеем дело с чтением пульса, со связью между людьми — с контактом одного сознания с другим, одной энергии с другой, одного ощущения с другим. Вот почему у машин и компьютеров не бывает замешательств — у них нет сознания.

И сострадания тоже?

Нет сознания, нет сострадания и других чувств. Но человек, которого вы обследуете — это разумное существо с чувствами. Конечно, я не выступаю против всех этих вещей, но и не особо их поддерживаю. Я часто говорю, что, когда мы читаем пульс, у нас есть три разных уровня ощущений. Первый — это физический уровень, второй — уровень энергии, а третий больше связан с духовным измерением. Конечно, машины хорошо проявляют себя на первом уровне — физическом. Но на уровне энергии от них вряд ли будет большой прок. И тем более им недоступен уровень духовности, сознания и эмоций.

Что Вы думаете об обучении этому других?

Я думаю, что если вы это изучаете, то должны приобрести большой практический опыт и много тренироваться. Здесь важно упражняться не только на пациентах, но и на самих себе. И ещё у нас есть «ца-тар» — гадание по пульсу. Этот раздел знаний очень тесно связан с духовными аспектами тибетской медицины. Кроме того, стоит помнить, что те, кто практикует сова ригпа, должны делать ретриты и заниматься медитацией.

Правда ли, что получить диагноз от тибетского врача намного дешевле, чем от западного?

Да, это дешевле и быстрее! Некоторые пациенты накапливают столько стресса, пока ходят по всем этим лабораториям, что им становится лишь хуже. Я думаю, что машины никогда не заменят людей полностью. Искусство диагностики сова ригпа может принадлежать только людям.

 

Интервью брала доктор Анастасия Холечко в ноябре 2018 года в Праге, Чехия. 

Подписка на рассылку

Неверный ввод
Пожалуйста, введите ваше имя!
Пожалуйста, введите корректный адрес.
Неверный ввод

Счетчик посещений

447744
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Прошлая неделя
Этот месяц
Прошлый месяц
Все дни
941
1060
3898
440640
13619
12290
447744

Your IP: 18.224.39.32
2024-04-26 15:57

Search