БОЛЕЗНИ ГОЛОВНОГО МОЗГА В ПРАКТИКЕ СОВА РИГПА

Елена Ширшова

 

Наш мозг — самое сложное, что только есть во Вселенной. Ничего сопоставимого по сложности мы не можем себе даже вообразить. Он состоит из многих миллиардов клеток, является нашим зеркалом и призмой, через которую мы смотрим на мир. Т. В. Черниговская

 

О МОЗГЕ

В тибетской медицине нервы и нервные ткани называются rtsa dkar, буквально «белые каналы», а мозг можно сравнить с океаном белых каналов. Описываются четыре типа каналов: созидания, существования, соединения и жизни. Мозг, как основа и центр всей нервной системы, формируется в эмбриональном периоде из канала созидания, который, в свою очередь, образовывается в пуповине. Из головного мозга спускается спинной. Двигательную активность обеспечивают 19 периферических нервов. 13 из них, похожие на шёлковые шнуры, соединены с плотными и полыми органами; остальные 6 — с конечностями.

Мозг в среднем весит около полутора килограммов, занимает объем 1400 см3, состоит из 100 млрд нейронов (нервных клеток), формирующих сверхсложную систему взаимодействий. Поскольку каждый нейрон выполняет «полный комплекс задач» по передаче, анализу и производству электрических и химических сигналов, мы можем полагать, что описываемый в современной медицине «нейрон» является «белым каналом» с точки зрения тибетской медицины. Только в коре головного мозга (это верхняя оболочка мозга, также известная как «серое вещество» и проявляющая наибольшую активность) содержится 28 миллиардов нейронов. У одного нейрона может быть до 40 тысяч соединений с другими (синапсов). Это немыслимое количество связей, сравнимое по сложности со Вселенной, обеспечивает слаженную работу человеческого тела, ума и энергетических каналов.

У человеческого эмбриона нейроны образуются с невероятной скоростью: 500 тысяч в минуту. За первые 6 месяцев внутриутробного развития образуется 96 млрд клеток головного мозга. При этом происходит и дифференциация клеток. Ребёнок рождается с объёмом мозга 400 см3, а к 12 годам сравнивается по этому показателю со взрослым человеком. Если вспомнить, что количество нейронов неизменно, то получается, что мозговые клетки новорождённого находятся в «спрессованном» состоянии и постепенно в процессе роста приобретают объём и обширные нейронные связи с другими клетками. Мозг новорождённого просто физически не в состоянии выполнять многие важные функции: координировать движения, говорить, анализировать, медитировать. Нет также функции оперативной памяти. Этому всему человек учится в процессе взросления: нейроны мозга разрастаются, формируют между собой связи, обеспечивающие память и навыки — формируется всё то, что создаёт уникальную человеческую личность.

Нейроны формируются только в пренаталном периоде. Поэтому для недоношенных детей врачи делают неблагоприятные прогнозы относительно умственного развития. С момента рождения, на протяжении всей жизни и до самой смерти нервные клетки не размножаются и не восстанавливаются. Напротив, после 25 лет количество нейронов сокращается на 100 тысяч в день. За минуту умирает около 70 нервных клеток. После 40 лет деградация резко ускоряется, а после 50 нейроны стремительно усыхают, вследствие чего сокращается объём мозга. Конечно, это средние показатели. Для того, чтобы нейроны сохраняли свою работоспособность, а ум — ясность, следует вести активный образ жизни, в том числе и в ментальном плане. Как будет рассказано ниже, регулярные медитации также помогают сохранить жизнеспособность нервных клеток.

 Будучи центром всей нервной системы, мозг, вне всякого сомнения, определяет все аспекты деятельности человека и саму его личность. Повреждённый из-за травмы или болезни мозг не в состоянии обеспечить ни духовного развития, ни даже должной функциональности. Однако говорить о мозге как о «вместилище сознания» было бы неверно. Он является жизненно важным органом в аспекте перцепции: посредством электрической активности нейронов и синаптической передачи информации происходит восприятие реальности и самоидентификация — мы ощущаем себя ЭТИМ человеком, в ЭТОМ мире, в ЭТО время, в ЭТОМ теле.

Для лечения болезней мозга можно успешно применять методы тибетской медицины на основании анализа природы расстройства. Однако знание концепций западной медицины может послужить хорошим подспорьем для успешного диагноза и лечения. В любом случае, лечение болезней мозга независимо от подхода требует от врача особенной деликатности и серьёзной подготовки. К тому же, мотивация врача должна быть безупречной, основанной на глубоком и искреннем сострадании.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ БОЛЕЗНЕЙ МОЗГА

Болезни мозга можно разделить на три группы следующим образом:

  • Внешние (травма, отравления, паразиты и провокации gdon);
  • Врождённые (возникшие в пренатальном периоде в результате неправильного формирования мозга плода как физические нарушения или нарушения энергетических каналов, а также пороки, связанные с генетическими заболеваниями);
  • Внутренние (ma zhu, иммунная недостаточность, «плохая кровь», непроходимость каналов и т.д.; в эту категорию входят, например, менингиты, инсульты, опухоли мозга и расстройства психики).

 

I. ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ

  1. Травмы и ранения: klad pa ‘khyom pa;
  2. Температурные поражения мозга — перегрев (свыше 42°С) или переохлаждение;
  3. Интоксикация: dug;
  4. Паразиты: srin;
  5. Провокации: gdon.

 

II. ВРОЖДЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

  1. Нарушения структуры мозга из-за неправильного внутриутробного развития, такие как микро-, макро- и гидроцефалия, отсутствие или недоразвитие определённых структур и/или частей мозга, и т.п.;
  2. Генетические заболевания, самым известным и распространённым из которых является синдром Дауна;
  3. ДЦП — детский церебральный паралич;
  4. Аутизм;
  5. Врождённая эпилепсия.

 

III. ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ

1.Инфекционные заболевания

Инфекции головного мозга в ТТМ называют klad gzer. Инфекция (srin) может быть бактериальной, вирусной, паразитарной или грибковой. Поражения бывают первичные (когда микроорганизм поражает непосредственно мозг) и вторичные (болезнь мозга является осложнением после основного заболевания). К первичным инфекционным поражениям мозга относят энцефалит, менингит, арахноидит, менингоэнцефалит, абсцесс, полиомиелит, клещевой энцефалит и бешенство (для него есть специальный термин — khyi dug).

Вторичные инфекционные поражения могут возникать практически при любой инфекции, но имеют место преимущественно при тех из них, что проявляются сыпью (корь, ветряная оспа, краснуха и др.). Также велика вероятность энцефалитов при такой болезни как хорея Сиденхам (по-тибетски rtsa sbrid). Возможность развития энцефалита и тяжесть его течения не зависят от тяжести основного заболевания.

2.Опухоли и новообразования

‘bras и skran — это болезни, при которых, в основном из-за неправильного пищеварения (ma zhu), в любом плотном или полом органе начинается образование «ненормальной лишней составной части» (опухоли), которая, появившись в теле человека, всасывает в себя питательные субстанции, закупоривает отверстия путей движения крови и лимфы, причиняет вред важнейшим органам и т.п., что несёт серьёзную угрозу человеческой жизни.

Эти болезни ‘bras и skran можно разделить на две большие группы — tsha skran (горячий) и grang skran (холодный). Вообще говоря, понятие skran в ТТМ довольно широкое. Так называется любое новообразование. В головном мозге описываются появления гнойного skran, кровяного skran, srin skran, водного и других skran.

3. Инсульты (grib skyon)

Болезни grib skyon можно разбить на две группы:

  • разновидности, при которых происходит кровоизлияние в головной мозг (klad par khrag shor) или в субарахноидальное пространство (klad pa’i rgya-dar ram drwa skyir khrag shor);
  • разновидности, при которых возникает недостаточность кровоснабжения головного мозга: klad khrag ‘khar ba (атеросклероз или ишемия) и klad khrag ‘khar ‘gags (тромбоз кровеносных сосудов головного мозга).

4. Эпилепсия (brzhed byed, brgyal gzer, mir khi)

В Джуд Ши описываются пять типов этого заболевания — эпилепсия от rlung, mkhris, bad kan, от ядов и от gdon. Brzhed byed или brgyal gzer — это болезнь, при которой различные заболевания причиняют вред головному мозгу и изменяют внутричерепное давление, из-за чего больной падает в обморок и часто теряет сознание. Причём разновидность эпилепсии brgyal gzer имеет также монгольское название mir khi. Это разновидность srin, то есть эпилепсия инфекционной природы.

5. Психические заболевания (smyo nad, smyo ‘bog)

В ТТМ психические заболевания часто переводятся термином «сумасшествие». В Джуд Ши описаны семь типов таких заболеваний: от расстройств одной из nyes pa до расстройства всех трёх жизненных начал. Они могут быть вызваны ядами, демонами и переживаниями.

В тибетской медицине психические расстройства связывают не с мозгом, а с блокировкой тонкоматериальных каналов, когда слуховое сознание (rus sbal rlung) проникает в центральный канал.

Специальными терминами обозначаются частные случаи психических расстройств:

  • snying ‘phyos — астено-невротический синдром, невроз, кардио-аритмия;
  • srog ‘dzin rlung — астено-депрессивный синдром, ментальные расстройства, сопровождаемые неконтролируемым чувством страха, фобии, панические атаки, навязчивые идеи;
  • snying stobs zhap pa — депрессия, невроз, психоз.

6. Дегенеративные изменения

К этой группе расстройств относятся такие заболевания, как деменция, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, болезнь Паркинсона и прочие необратимые дегенеративные изменения.

 

ЛЕЧЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ МОЗГА

Наиболее эффективным подходом к лечению конкретного заболевания является составление индивидуальной схемы лечения и подбор лекарств с учётом всех имеющихся нюансов и особенностей течения болезни. Кроме того, следует помнить, что недуг часто «меняет маски». Поэтому время от времени по мере необходимости следует искусно заменять лекарства или корректировать первичную схему лечения.

Однако такой подход требует наличия у врача высокой квалификации и опыта. Применение любых универсальных или готовых схем является упрощением.

Ещё более упрощённый подход к лечению лежит в основе изолированного применения лекарств, относящихся к категории rin chen. Хотя эти лекарства и имеют довольно обширные показания к применению, их допустимая дозировка— одна пилюля в несколько дней — не позволяет говорить о действительно эффективном воздействии на активный процесс течения болезни.

 

ЛЕЧЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ rlung

Поскольку мозг является «местом дислокации» srog ‘dzin rlung, все заболевания сопровождаются дисбалансом rlung. Кроме того, именно изза разбалансировки «поддерживающего жизнь Ветра» могут страдать органы чувств и функциональность мозга. В тибетских медицинских текстах говорится, что врач должен быть особенно внимателен при болезнях, протекающих с участием rlung. Из-за своего свойства «лёгкости», «мобильности» rlung «приводит в движение» как жар, так и холод в теле и во всех случаях «неотделим» от сущности болезни. 

Особенный случай представляет собой лечение психических заболеваний. В тибетской медицине ментальные расстройства связывают не с мозгом, а с неправильным течением энергий в тонкоматериальных каналах, их блокировкой. Такая стагнация может быть вызвана расстройством одной или всех nyes ра, интоксикацией или gdon. Но лечение психических заболеваний также связано с воздействием на «белые каналы» и rlung.

В целом, лечение болезней rlung включает в себя тёплую и питательную диету, спокойный образ жизни (пациенту рекомендуется оставаться в тёплом месте, меньше говорить и избегать эмоциональных бесед). Из лекарственных средств назначают Shinkun25 (Shingkun nyer lnga), Agar35 (A gar so lnga) или Dzati14 (Dzati bcu bzhi). При подозрении на наличие сопутствующих заболеваний лучше применять Agar15 (A gar bco lnga). Благотворным внешним воздействием при болезнях rlung будет прогревание тайных точек Ветра и питательная клизма ‘djam rtsi.

 

СТРАТЕГИЯ ЛЕЧЕНИЯ

Стратегия лечения заболеваний в тибетской медицине должна включать одновременное или поэтапное назначение лекарств и процедур:

1. Методы лечения для устранения факторов, вызывающих болезнь или способствующих её развитию

Крайне важно придерживаться соответствующего типу заболевания питания и образа жизни, а также уделять должное внимание лечению сопутствующих недугов, которые могут негативно влиять на мозг:

  • ma zhu (несварение) — рекомендуется применять средства, поддерживающие и стимулирующие «огонь пищеварения»
  • stod ‘tshangs (высокое кровяное давление, букв. «борьба Крови и Ветра») — в этом случае кроме соответствующего лечения препаратами и внешними процедурами следует рекомендовать пациенту есть больше варёных овощей и фруктов, избегать жирной пищи, больше отдыхать, а также чаще расслаблять тело и разум
  • rtsa dkar nad («болезни белых каналов»: различные формы энцефалопатий и дегенеративных нарушений нервных тканей, такие как склероз и т.п.)
  • воспаления — могут служить причиной менингитов и klad khrag ‘khar ba
  • высокая температура и в общем случае перегрев тела выше 42°C может стать фатальным для мозга
  • васкулиты (воспаления кровеносных сосудов) могут спровоцировать болезнь klad khrag ‘khar ba, особенно у молодых пациентов

2. Методы лечения, способствующие устранению интоксикации

«Яды» могут быть не только внешнего, но и внутреннего генезиса. «Внутренние» яды — это фактически следствие недостатка пищеварительного огня (ma zhu). Как сказано в медицинском тексте Lhan thabs, «плохая кровь, являющаяся смесью прозрачного сока и осадка пищи, может претерпеть четыре изменения — скатывание, просачивание, рассеивание и переполнение. Скатывание приводит к появлению хронических болезней skran. Просачивание влечёт за собой появление хронических болезней skya rbab и dmu chu. Рассеивание вызывает болезни dug thabs, mdze, me dbal, ‘or, ‘bras, su rya, dreg, grum, mig ser и rkang ‘bam. А переполнение ведёт к появлению скрытой и явной форм болезней smug po, а также к заболеваниям селезёнки. Таким образом, почти все хронические болезни образуются из-за ma zhu».

3. Методы лечения, применяемые для восстановления баланса между nyes pa

Каждый человек имеет индивидуальное врождённое и кармически обусловленное сочетание трёх nyes pа, также называемое «врождённой конституцией» или типологией. Главная цель любого лечения — восстановление этого изначального баланса между nyes pа. В тибетской медицине описывается четыре метода лечения: диета, образ жизни, приготовленные лекарства и внешняя терапия. Существует также пятый метод, особенно эффективный именно при болезнях мозга — это духовные практики и ритуалы. Главный подход к лечению в тибетской медицине — воздействие средствами, подходящими природе болезни, которая может быть горячей (при увеличении Крови и Желчи) или холодной (при увеличении Слизи). Ветер и srin по своей природе нейтральны и могут протекать как по холодному, так и по горячему типу. 

Важным фактором успешного лечения является способность организма к саморегуляции или, говоря проще, к сопротивлению болезни. Сильный и здоровый организм способен самостоятельно компенсировать отклонения в диете или образе жизни при негативных внешних воздействиях (мы называем это иммунитетом). Большинство внутренних болезней возникают из-за нарушения этого гомеостаза вследствие ma zhu.

4. Методы лечения для повышения «сопротивляемости болезням» или иммунитета

Когда формируется «плохая» или «грязная» кровь — это своего рода токсическое воздействие, только внутреннего происхождения. Такое расстройство влечёт за собой «разладку» всех последующих процессов метаболизма вплоть до внутриклеточного. Это означает, что «плохая кровь» формирует «плохую плоть», «плохой жир» и так далее. В частности, из «плохой крови» формируется chu ser или лимфа, которая играет ключевую роль в процессе иммунного ответа организма.

Все физиологические процессы тела контролируются мозгом посредством передачи сигналов через «белые» и тонкоматериальные каналы. Эти сигналы достигают всех тканей и органов вплоть до клеточного уровня. Именно поэтому любая непроходимость или блокировка физических тонкоматериальных каналов серьёзно влияет как на баланс nyes pa, так и на эффект от лечения. Подобная блокировка может происходить вследствие «плохой крови», дисбаланса rlung и т.д. Также современная наука уже признает фактор негативных ментальных состояний в ослаблении иммунитета.

 

СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ 

В соответствии с природой и характером течения болезни следует искусно применять лекарственные средства, внешние и очищающие процедуры, а также духовные практики.

1.Лекарственные средства

Лекарства в тибетской медицине готовятся на основе рецептов, учитывающих свойства и воздействие каждого компонента. В различных местностях, в зависимости от медицинской школы или даже наставлений конкретного врача, состав и дозировка при изготовлении и назначении лекарств могут различаться, но, разумеется, сохраняется основной принцип сова ригпа.

Существует также метод увеличения эффективности — это применение лекарств и диеты, которые являются своеобразным «проводником» для поражённого органа. Можно сказать, что такие средства оказывают биостимулирующий эффект на орган-мишень. Многие из подобных лекарств включают в засушенном виде орган какого-либо животного1 . В частности, для более прицельного воздействия тибетских лекарств с ядовитыми компонентами, такими как аконит или ртуть, на поражённый орган можно добавлять к ним «проводников», которые, будто за руку, «подведут» лекарство к очагу болезни. Это позволит уменьшить общую дозу воздействия токсичных компонентов на организм и обеспечит оптимальную доставку лекарства к нужному месту. 

2. Внешние процедуры

  • Кровопускание показано для лечения болезней Желчи и связанных с ней болезней. Например, при таком заболевании, как klad gzer (так называют опасные вирусные инфекции, поражающие мозг, напр., менингит), показано кровопускание в точках mtshogs gsang (dbal rtsam tshos gsang), mur gong ‘phar rtsa и rtse chung. Поскольку сама по себе процедура кровопускания увеличивает rlung, при заболеваниях мозга её следует применять крайне аккуратно. Также рекомендуется избегать её при болезнях gdon.
  • Мокса и прогревания. Эти процедуры предполагают воздействие на «тайные точки Ветра»: spyi gtsug, ltag pa’i sdud sgo, mtshogs gsang, rna lhan gyi ‘dus srubs справа и слева, dkar nag mtshams — на груди между сосками, центры ладоней и стоп, а также первый, шестой и седьмой тибетские позвонки. Прогревать точки можно любым доступным способом — не только полынной сигарой, но и с помощью горячих компрессов, хорме и т.д.
  • Компрессы, наряду с вышеупомянутыми методами, предписаны при травмах мозга. Они подробно описаны в Тантре устных наставлений.
  • Лечебные ванны — незаменимая процедура, применяемая в конце лечения для «отсечения хвоста болезни». Ванны бывают из природных горячих источников (rang byung chu tshan) или из травяных отваров (bcos ma'i lums). Последние готовятся на основе лекарственных ингредиентов и, по сравнению с горячими природными источниками, оказываются более эффективными при лечении болезней каналов, костей и кожи.
  • Массаж кунье (bsku mnye) оказывает мощный терапевтический эффект в случае болезней rlung, так как усмиряет его.
  • Лечение золотой иглой (gser khab). Метод лечения снабжённой трутом золотой иглой применяется при болезнях, вызванных rlung и гипертонией, головокружении, полуобморочном состоянии (zi ‘khyom lang pa), эпилептических припадках, парезах, искривлении рта и глаза, а также при вызванной srog ’dzin rlung неспособностью проглатывать пищу. Золотую иглу ставят в точку spyi gtsug.

3. Очищающие процедуры

  • Лечение мазями (byug pa) — особые методы, применяемые для лечения ранений головы. Они подробно описаны в трактате Lhan thabs.
  • Клизмы ‘djam rtsi и ni ru ha применяются для очищения организма и усмиряют rlung.
  • Интерназальные препараты. Поскольку нос является «вратами головного мозга», при его заболеваниях лучшим назначением являются именно лекарства, вводимые через нос.

О противопоказаниях: от применения интерназальных препаратов следует отказаться при свежем жаре rims, при наличии в носу только что нанесённой раны, при алкогольном опьянении, а также при частом употреблении четырёх жиров (сливочное и растительное масло, а также костный мозг и сало).

4. Духовные методы лечения.

Ни ТТМ, ни современная западная медицина не отрицают определяющую роль сознания в лечении и профилактике любых болезней. В западной медицине такой подход называется психотерапевтическим методом. Метод визуализации, например, очень популярен и подтверждён клиническими испытаниями.

При воздействии демонов gdon и других проявлениях негативных влияний на уровне тонкого тела рекомендуется проведение соответствующих ритуалов, которые обычно выполняются ламой или опытным специалистом. Однако и доктор тибетской медицины может поддержать пациента с помощью духовных практик.

При изготовлении лекарств врач концентрируется на сострадании и благословляет лекарство начитыванием мантр. Практика Будды Медицины очень полезна как для самоизлечения, так и для помощи другим существам. Массаж bLa — также очень эффективная техника лечения на духовном уровне.

Многие духовные практики пациент может выполнять и сам. Одним из приоритетных терапевтических способов является медитация, с её помощью уменьшается тревожность, страхи, боль и воспаления, а также достигается эффект замедления старения. Кроме того, доказано влияние медитации на нейропластичность мозга, коррекцию аддиктивного и других форм деструктивного поведения. 

Однако есть противопоказания — медитация работает правильно только для психически здоровых людей. Если в человеческом мозге присутствует нездоровый очаг возбуждения, занятия медитацией и другие духовные практики могут только ухудшить ситуацию. Для таких пациентов можно попробовать аккуратно применять девять очищающих дыханий, мантровые практики без визуализации или упражнения тибетской йоги неджанг.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сова ригпа предлагает эффективные способы лечения болезней мозга. Искусный врач, руководствуясь правильной мотивацией, деликатностью и глубоким состраданием, всегда найдёт способ помочь пациенту избавиться от страданий.

 

БИОГРАФИЯ АВТОРА

Елена Ширшова родилась в 1970 на юге России. В 1994 окончила Московский физико-технический институт по специальности «биофизика». В 2000 получила степень МВАИС. Её первый диплом и практическая научная работа были посвящены исследованию электрической активности мозга. Сейчас все своё время Елена посвящает исследованиям и работе в области сова ригпа.

 

Статья написана на основе дипломной работы. Подробнее с работой можно ознакомиться здесь: https://sorig108.com/ru/blogi/diplom-ru Онлайн-Энциклопедия Сова Ригпа: www.sorig.info

Подписка на рассылку

Неверный ввод
Пожалуйста, введите ваше имя!
Пожалуйста, введите корректный адрес.
Неверный ввод

Счетчик посещений

448158
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Прошлая неделя
Этот месяц
Прошлый месяц
Все дни
5
1350
4312
440640
14033
12290
448158

Your IP: 3.133.86.172
2024-04-27 00:14

Search